Библиотека психологии. Образовательный портал Норма скорости чтения для 2

Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

  • Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

  • Техника чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

  • Техника чтения в 3 классе

1 полугодие

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

  • Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 100-120 слов в минуту.

  • Техника чтения в 5 классе

Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Какие ставить оценки за технику чтения?

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение


    Автор публикации:

    учитель начальных классов

    Для УМК «Перспективная начальная школа»

    Название публикации:

    «Методическая разработка для проверки техники чтения учащихся

    2-4 классов».

      «Тексты для проверки техники чтения вслух во 2-4 классах».

      «Нормативы по технике чтения».

      «Оценка понимания прочитанного текста».

      «Таблица показателей уровня чтения учащихся».

    Проверка техники чтения учащихся 2-х классов.

    Дата проверки: 1 четверть. Проверку проводила:

    СТАРЫЙ ПЁС


    Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать: Прости меня, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку: – Живи здесь. Старый Пёс спросил у человека: Зачем тебе ещё один пёс? Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

    (94 слова) (В. Сухомлинский)

    Вопросы и задания
    1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого? 2. Как к этому отнёсся человек? 3. Что тебе понравилось в этом произведении?

    Проверка техники чтения учащихся 3-х классов.

    Дата проверки: 1 четверть. Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

    КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ


    Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
    (122 слова) (В. Бианки)

    Вопросы и задания
    1. Почему охотник влез на дерево? 2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу? 3. Почему медвежата остались очень довольные купанием?

    Проверка техники чтения учащихся 4-х классов.

    Дата проверки: 1 четверть. Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

    КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ


    Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет! И вдруг слышит Крапива: Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали. Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник. Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит. Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды. Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят... И вдруг Крапива всхлипнула: Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье! Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
    (158 слов) (Н. Сладков)

    Вопросы и задания
    1. Отчего смутилась Крапива? 2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни? 3. Объясни причину грусти Крапивы.

    Нормы по технике чтения в начальной школе

    класс


    ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ


    Оценка понимания прочитанного:

    высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста, средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных, низкий уровень - правильно отвечает на вопросы, 0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.

    Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса


    Дата проверки: Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

    Техника чтения: Количество уч-ся в классе
    Уровень понимания прочитанного: Количество уч-ся в классе

    Список использованной литературы

      Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 1999. Тексты взяты из специальной методической литературы для обучения чтению в начальных классах.

    Техника чтения во 2 классе.

    Тексты для проверки техники чтения во 2 классе (1 и 2 полугодие)

    Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.

    У второклассников проверяется:

      насколько сформировано умение читать целыми словами и словосочетаниями;

      осознается ли школьником смысл содержания текста;

      умеет ли ребенок использовать паузы, соответствующие знакам препинания в тексте;

      используются ли при прочтении интонации, передающие особенности героев.

    Требования к чтению

    В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

    Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

    Нормы техники чтения во втором классе

    Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

      В 1 полугодии - 40-50 слов в минуту

      Во 2 полугодии - 50-60 слов в минуту.

    Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

    Оценка

    1 полугодие

    2 полугодие

    «5»

    Более 55 слов

    Более 70 слов

    «4»

    40-55 слов

    55-70 слов

    «3»

    25-39 слов

    40-54 слов

    «2»

    Менее 25 слов

    Менее 40 слов

    Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному - читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.

    Куница

    Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться. (51 слово. В. Чаплина)

    Лето

    На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

    Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

    Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов. И. Соколов-Микитов)

    Тексты для проверки техники чтения

    во 2 класс в I полугодии (сентябрь)

    Сила не право

    Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

    Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

    Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. (57 слов. К. Ушинский)

    Тексты для проверки техники чтения

    2кл (проверка в октябре)

    Лев, медведь лисица

    Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала. (35 слов. Л. Толстой)

    Барсуки

    Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47 слов. И. Аксенов)

    Тексты для проверки техники чтения

    Золотой подснежник

    После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

    Весну цветов открывает ранний первенец - мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав - до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

    Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.(51 слово. К. Пронин)

    Тексты для проверки техники чтения

    2 класс 1 полугодие (декабрь)

    Чудесная елка

    Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

    (61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

    Тексты для проверки техники чтения

    2 класс 2 полугодие

    Может ли дерево взлететь?

    (Сказка).

    Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.

    И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

    (63 слова. Дж. Родари)

    Тексты для проверки техники чтения

    2 класс 2 полугодие

    Первая гроза

    Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

    (64 слова. А. Митяев)

    Тексты для проверки техники чтения

    2 класс 2 полугодие

    Утята и стрекоза

    Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

    (68 слов. Е. Житков)

    Тексты для проверки техники чтения

    2 класс 2 полугодие

    Курочка

    Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

    (52 слова. Е. Чарушин)

    Тексты для диагностики скорости чтения

    Требования к уровню сформированности навыка чтения II класс.

    Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста - не меньше 60 слов в минуту.

    2 класс - первое полугодие

    Лев, медведь и лисица

    Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

    35 слов (Л. Толстой)

    1.Из-за чего подрались лев и медведь?

    2.Почему они ослабели?

    3.Кому досталось мясо?

    Барсуки

    Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

    47 слов (И. Аксенов)

    1.Где была барсучья нора?

    2.Кто выполз из норы?

    Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

    64 слова (А. Митяев.)

    1.Как можно озаглавить рассказ?

    2. Что увидели люди после грозы?

    Белка.

    В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка - зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, - где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень - тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы.

    70 слов (В. Чаплина).

    1.Где белка устроила гнездо?

    2.Какие запасы готовит белка на зиму?

    Русская берёза.

    Мы привыкли к берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках - будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями. Берёза распускается раньше других деревьев. Она любит свет и очень быстро растёт. Недаром берёзки первыми появляются на вырубках и полянах.

    62 слова (В.Барков.)

    1.Почему мы не замечаем красоты березы?

    2.Опишите березку.

    3.Где любят расти березы?

    Сентябрь.

    Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь - самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица негромко свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром устилают землю.

    65 слов (Л.Гарибова.)

    На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. Настоящее тепло ещё не пришло.

    63 слова (А.Митяев.)

    1.Где расцвела ива?

    2.На что похожа цветущая ива?

    3.Кто прилетел на цветки?

    4.почему разлетелись пчелы?

    Весенняя ночь.

    Тихо. Ни звука, ни шороха. Лишь иногда вздрогнет берёзка, рассыпая росу. Но вот послышался робкий свист. Будто лёгкое прикосновение осторожного смычка к струнам скрипки. Птица смелеет, песня крепнет. Её подхватывает другая птица. Третья. Лес проснулся. Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Кажется, птицы увлеклись и перебивают друг друга. Но нет. Вы только прислушайтесь. Каждая птица поёт своим голосом и знает время своей песни.

    66 слов (В.Максимов.)

    1.Кого можно услышать весенней ночью?

    2. На что похоже их пение?

    Чудесная елка

    Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

    1. Для кого ребята устроили праздник?

    2.Как они украсили ёлку?

    3. Кто прилетел к ёлке утром?

    4.Кто хлопотал под ёлкой вечером?

    Курочка

    Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

    52 слова (Е. Чарушин)

    1.Где ходила курочка?

    2.Что произошло?

    3.Что сделала курочка?

    4.Почему дождь не страшен цыплятам?

    Летучая мышь

    О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна Не то зверь, не то птица. Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых. Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

    55 слов (По Ю. Дмитриеву.)

      Чем необычна летучая мышь?

      В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?

      Чем полезна летучая мышь?

      Когда она охотится?

      Как летучая мышь проводит день?

      Объясните значение слова «небылицы».

    Клесты

    Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и вы­кармливают птенцов. Только клесты без забот прыгают по деревьям. Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птен­чики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

    56 слов (По Ю. Дмитриеву.)

      Когда клесты выводят птенчиков?

      Почему мать не слетает с гнезда?

    3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?

      Почему другие пернатые выводят птенцов летом?

      Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

    Маленький Петя шел по тропинке. Навстречу выбежала черная лохматая собака. Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижал­ся маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя. Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и сме­ло пошел навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скры­лась в кустах.

    55 слов (По В. Сухомлинскому.)

      Что хотел сделать Петя при виде собаки?

      Что помогло ему преодолеть страх?

      Как изменилось поведение мальчика?

      Озаглавьте рассказ.

    Ежик говорит Маше:

    Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березами. Катился, катился и при­катился к избушке на курьих ножках. И сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет, А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочка­ми играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и по­бежала домой.

    54 слова (Из русской народной сказки)

      Из какой сказки этот отрывок?

      Куда привел ежик Машу?

      Что делала Баба Яга в своей избушке на курьих ножках?

      Чем занимался Ванюшка?

      Как Маша спасла своего братца?

      Что обозначает слово «пряла»?

      Как вы понимаете смысл слова «подкралась»?

    Итоговые контрольные работы за 1 полугодие 2 класса

    Лето

    На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щуренок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки. Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

    59 слов (По И. Соколову-Микитову.)

      Какие растения цвели над водой?

      О каких обитателях рек говорится в тексте?

      Почему щуренок притаился в осоке?

      Какое слово подтверждает, что щуренок - хищная рыба?

      Как передвигаются водяные паучки?

      Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

      Почему кувшинки названы «золотыми»?

      Перескажите текст.

    Воробьиный термометр

    У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку - и уже знаю, тепло на улице или холодно. Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мо­роз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.

    58 слов (Н. Сладкое.)

      Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

      Как можно озаглавить вторую часть текста?

      Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

    Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

    Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец. - Весной ласточка опять прилетит. Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Ра­бота закипела - и скоро гнездышко было отделано заново. А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные го­ловки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

    62 слова (По К. Ушинскому.)

      1. Озаглавьте рассказ.

      Что хотел сделать мальчик осенью?

      Как отнесся к этому отец?

      Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду?

      Чему радовался мальчик?

      Как понять выражение «работа закипела»?

    Сила не право

    Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Та­ни куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось ве­село возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь. Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все ви­дел.

    57 слов (К. Ушинский.)

      Почему плакала Таня?

      Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?

      Как вы думаете, что сказал Мише отец?

      Почему неправы оба мальчика?

      Почему у рассказа такое название?

    2 класс

    второе полугодие

    Может ли дерево взлететь?

    Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Кор­ни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете. И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлете­ло.

    63 слова (По Дж. Родари.)

      Кто помог дереву взлететь?

      Что сделал лесоруб?

      Что сделал столяр?

      Как сказано про работу ребят?

      Что значит слово «смастерили»?

      Зачем ребята мастерят авиамодели?

    Синичье гнездо

    Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель поч­тового ящика. Понравилось. Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок. Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо. Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника. Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.

    60 слов (По И. Недоле.)

      Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик?

      В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квар­тирантах?

      Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?

      Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую пользу они принесут?

      Как по-иному можно озаглавить рассказ?

    Живая шляпа

    Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обер­нулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину ком­наты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали кар­тошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

    63 слова (По Н. Носову.)

      Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

      Почему мальчики испугались?

      Как удалось обнаружить котенка?

      Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?

    * * *

    Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и усел­ся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. Су­нул свежую шишку в расщелину осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой.

    62 слова (По Г. Скребицкому.)

      Озаглавьте рассказ.

      Как дятлу удается укрепиться на стволе?

      Опишите дятла.

      Как дятел расправляется с личинками?

      Как вы понимаете значение слова «расправился»?

    Русская смекалка

    Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать? Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень. Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужик землю - и дорога готова. Вот так просто рус­ский человек трудное дело сделал.

    67 слов (По В. Далю.)

      Из чего видно, что дело было трудное?

      Как справился крестьянин с этим делом?

      Объясните смысл названия рассказа.

    Утята и стрекоза

    Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубле­ных яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стре­коза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза са­дилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

    68 слов (По Б. Житкову.)

      Чем кормила утят хозяйка?

      Кто пугал утят?

      Действительно ли стрекоза была злой?

      Почему утята ее боялись?

      Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

    Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли кос­тер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадно­сти. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло пале­ной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос.

    68 слов (По К. Паустовскому.)

      Когда произошел случай с барсуком?

      Что привело зверька к костру?

      Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?

      Куда побежал барсук?

      Что обозначает слово «сопеть»?

    Каникулы

    «У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе. Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на не­бе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой. Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жар­кое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск. В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так на­зывали только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.

    70 слов (По Г. Ганейзер.)

      Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?

      Когда появляется на небе Каникула - Сириус?

      Почему именно в это время давали отпуск школьникам?

      Что теперь мы зовем каникулами?

    Цыпленок

    Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.

    Что с вами, тетя Нюся?

    Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась - хвать! - и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

    Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

      Все жалеете?

    • Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!

    Ну, так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?

    71 слово (Э. Шим.)

      Почему плакала тетя Нюся?

      Как ее хотели успокоить?

      Как вы думаете, каким человеком была тетя Нюся?

      Назовите профессии женщин, ухаживающих за животными.
      (Птичница, телятница, доярка, свинарка.)

    Итоговые контрольные работы за 2 полугодие 2 класса

    Дождинки

    Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло. Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны об­мылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели.

    72 слова (По В. Павлову.)

      Что подвешивает дождь на сосновые иглы?

      Как изменились капли в свете солнечного луча?

      Что случилось с каплями, когда подул ветер?

      С чем сравниваются дождевые капли и почему?

      Как вы понимаете смысл слова «обильно»? (Щедро, густо.)

    Муравьиная тропа

    Был у муравьев мостик через ручей - дерево упало, они по не­му и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать? Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че­ловек.

    72 слова (Из журнала «Юный натуралист».)

      Какой мостик был у муравьев?

      Кто, кроме муравьев, пользовался им?

      Как позаботились о муравьях?

      Что можно сказать о человеке, который это сделал?

      Объясните смысл заголовка.

    Лебеди

    Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться. Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормуш­ке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб. Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук.

    70 слов (Из журнала «Юный натуралист».)

    1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

    2.В чем проявилась забота о птицах?

    3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

    Птица-секретарь

    Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, пере­писчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки. Секретарь - отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам.

    71 слово (По Н. Коростелеву.)

      Что значит слово «секретарь»?

      Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?

      На кого охотятся птицы-секретари?

      Как они защищаются от змей?

      Чем птица оглушает змею?




    Рассмотрено на методическом объединении начальных классов № 4 от 22.05.11г.

    Сборник предназначен как пособие для учителей начальных классов при проверке техники чтения во втором классе.

    Составитель:Макушева Лариса Александровна.

    Пояснительная записка

    Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
    Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников. Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
    Данный сборник текстов был составлен в помощь учителю. Часто при проверке техники чтения возникает проблема при выборе текста. Поэтому при подборе материала я ориентировалась на разный уровень подготовки класса и каждого ученика в отдельности. Тексты можно использовать и для предварительной подготовки к контрольной проверке техники чтения. В конце каждого произведения даны вопросы и задания, которые позволяют проверить не только скорость чтения, но так же узнать насколько ученик понял смысл произведения.

    Нормы техники чтения

    Обязательный уровень:

    1 четверть-40 слов

    2 четверть-50 слов

    3 четверть-55 слов

    4 четверть-60 слов

    Возможный уровень:

    1 четверть-55 слов

    2 четверть-60 слов

    3 четверть-65 слов

    4 четверть-70 слов



    1 уровень

    РОСИНКА.

    Однажды летом ночью выпала роса. Но когда вышло солнце, роса высохла, только одна росинка не высохла. Она спряталась под листом лопуха.

    Скакала мимо лягушка и заметила росинку. Увидела она ее и спрашивает:

    Почему ты здесь прячешься, ведь сегодня такая хорошая погода?

    Я очень боюсь солнца. Если я выйду из-под листа, я высохну. Ведь вы, лягушки, спокойно можете жить на суше, а я не могу.

    Лягушка очень обиделась и съела росинку.

    (Лена К.)

    (71 слово)

    Вопросы и задания:

    1.Почему не высохла росинка?

    2.О чем спросила ее жаба?

    3.Как ты думаешь, на что обиделась жаба?

    2 уровень

    ЛЕВ И МЫШЬ.

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
    – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
    Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
    Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
    – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

    (А. Толстой )

    (81 слово )

    Вопросы и задания:

    1.. Отчего проснулся лев?

    2. Почему он засмеялся?

    3. Как мышь доброе дело сделала?

    СТАРЫЙ ПЁС.

    Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
    – Значит, ты уже не узнаёшь меня?
    Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
    – Прости меня, что я не узнал тебя.
    Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
    – Живи здесь.
    Старый Пёс спросил у человека:
    – Зачем тебе ещё один пёс?
    – Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине .

    (В. Сухомлинский )

    (94 слова )

    Вопросы и задания:

    1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
    2. Как к этому отнёсся человек?
    3. Что тебе понравилось в этом произведении?

    3 уровень

    ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

    Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
    К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
    – Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
    Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
    – Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

    (К. Ушинский )

    (107 слов)

    Вопросы и задания:

    1.Кто беседует в сказке?

    2.Зачем лиса может прийти к кролику?

    3. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

    а) Утро;
    б) день;
    в) вечер;
    г) ночь.

    4. Найди в тексте слово благосклонно . Отметь слово, близкое ему по смыслу:

    а) доброжелательно;
    б) сурово;
    в) весело.

    5. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

    а) Кого уважают, того и слушают.
    б) Добрый пример лучше ста слов.
    в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

    6. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

    а) сказка;
    б) рассказ;
    в) загадка.

    ВЕНИК

    Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
    Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

    Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
    Старик говорит:
    – Переломите веник.
    Сыновья сказали:
    – Разве можно веник переломить?
    Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
    – Ломайте прутья! – сказал старик.
    Сыновья все прутья переломали.

    Старик говорит:
    – Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

    (Л.Н. Толстой )

    (103 слова )

    Вопросы и задания:

    1. Как жили братья между собой?

    А) Часто ссорились;
    Б) жили дружно;
    В) во всём поддерживали друг друга.

    3. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо ?

    А) Скучно;
    Б) плохо;
    В) весело.

    5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

    А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
    Б) переломить веник;
    В) подмести пол в избе.

    6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

    А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
    Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
    В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
    Г) Добрый пример лучше ста слов.

    7. Какой наказ дал старик сыновьям?

    1 уровень

    ЗА ПТИЧКОЙ.

    Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
    Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...

    (М. Пришвин)

    (72 слова)

    Вопросы и задания:

    1. Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
    2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
    3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.

    2 уровень

    Услужливый.

    Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
    – Разбуди меня через полчасика!
    Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
    – Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
    Лось потянулся и закрыл глаза.
    – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
    Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
    – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
    – Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
    – Да нет, не надо... я спать хочу...
    – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
    Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
    – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

    (С. Михалков )

    (103 слова )

    Вопросы и задания:

    1. О чем Лось попросил Зайца?

    2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
    3. Почему Лось поплёлся, зевая, прочь?

    КАК ДЕЛО БЫЛО.

    Однажды охотник Игнат увидел в лесу иней на кустах. На деревьях инея нет. А над самой землей ветки лохматятся.

    Огляделся Игнат. Прямо против кустов сугроб. В середине сугроба дырочка небольшая.

    Утром пришли в лес охотники. Игнат стал прямо против дыры. Двое охотников по бокам. Старик стал суком сугроб ворошить.

    Вдруг медведица выскочила из берлоги прямо на Игната. Охотник упал и выронил ружье. Медведица пронеслась в чащу леса.

    Охотникам без выстрела досталась богатая добыча- четыре медвежонка.

    (В.Биаки.)

    (76 слов.)

    Вопросы и задания:

    1.Что увидел в лесу Игнат?

    2.О чем догадался охотник?

    3. Почему охотник не выстрелил в медведицу?

    4.Почему четыре медвежонка названы богатой добычей?

    3 уровень

    БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

    Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
    "Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
    Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
    Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

    (113 слов )

    Вопросы и задания:

    1. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
    2. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
    3. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
    4. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
    5. Определи жанр этого произведения:

    А)Это рассказ. В)Это сказка.

    КОТ ТИМОФЕЙ.

    Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И говорит:
    – Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
    Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.
    – Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
    – Сто раз тебе говорили – не завирай.
    – Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник. Вообще он у меня всё ест. Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли – сами увидите.
    Я не выдержал.
    – Идём, – говорю.
    И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
    …На днях снова пришёл Славка и выпалил:
    – Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
    Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
    – С кожурой?

    (О. Тихомиров )
    (108 слов )

    Вопросы и задания:

    1. Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
    2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
    3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
    4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: "С кожурой?"
    5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
    6. Что бы ты посоветовал Славке?

    1уровень

    ОХРАНА ЖИВОТНЫХ.

    Широко разлилась река. Каждая поляна в лесу стала голубым озером.

    Плохо лесному зверью. Вода загнала животных на маленькие островки. Островок не всегда спасает. Завтра его может залить вода.

    На помощь зверю приходит человек. В высоких охотничьих сапогах он шагает по воде. В руках у него сетка.

    Вот мечется на кочке лиса. Вода вот -вот зальет ее. Спасатель набрасывает на бедное животное сетку. Бьется лисичка от страха, грызет проволоку. На сухом месте лису выпускают из сетки. Беги в чащу! А спасатели продолжают поиски. Вода все прибывает. Надо спасать лис, зайцев, барсуков.

    Вопросы и задания:

    1.Почему каждая поляна в лесу стала голубым озером?

    2.Как спасаются лесные звери?

    3.Расскажи как помогает человек.

    ЯБЛОКО.

    По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
    Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
    Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
    – Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
    – Петрик...
    – Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
    – Не знаю.
    Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
    – Съешь! Это из моего сада.
    Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
    – Почему ты не хочешь взять яблоко?
    Старушка стояла с протянутой рукой, а я...
    А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
    Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

    (Емельян Буков)

    (112 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.
    2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
    3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
    4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?

    2 уровень

    ОЗЕРО.

    Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
    А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
    – Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
    Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
    И побежали они стороной, в другую долину.
    А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
    Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

    (Я. Ярмыш)

    (102 слова)

    Вопросы и задания:

    1. Назови персонажей произведения.
    2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
    3. Как было наказано Озеро?

    ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ.

    Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы. В небе заливался жаворонок.

    После обеда тракторист посадил ребят в кабину, и трактор тронулся по полю. А жаворонок пел свою весеннюю песню.

    Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался над пашнею. Над ним кружил ястреб.

    Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.

    Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.

    (87 слов)

    (А.Мусатов)

    Вопросы и задания:

    1.Каким было весеннее поле?

    2.Почему оборвалось пение?

    3.Как мальчики спасли жаворонка?

    3 уровень

    ЛОШАДЬ И ЖАБА.

    После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
    Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
    Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
    Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
    Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

    (Л.Н. Толстой)

    (155 слов)

    1. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

    а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
    б) изгородь вокруг деревни;
    в) окраина селения.

    3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?



    4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

    а) Отвратительное, мерзкое животное;
    б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
    в) отвратительный, мерзкий человек.

    5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

    6. Какой нравственный урок получили дети?

    ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ.

    Один голодный волк отправился поискать себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит:
    - Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает:
    - Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе, по крайней мере, будет чем полакомиться.
    Волк согласился, а коза убежала - только ее волк и видел. Волк, прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца.
    - Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает:
    - Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы очень жаль, если бы я погибла.
    - А ты умеешь танцевать? - спрашивает волк.
    - Как же, я тебе это сейчас покажу.
    Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока не убежала.

    1 уровень

    ХЛЕБ.

    Я помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и вдруг мама наклонилась и что-то подняла.
    – Что ты нашла, мама?
    – Хлеб, – ответила она.
    Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба.
    – Так он же грязный! – воскликнул я. – Брось его!
    – Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, – ответила мама.
    Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба. И теперь, когда вспоминаю тот случай, мне становится мучительно стыдно.

    (66 слов)
    (Ю. Яковлев
    )

    Вопросы и задания:

    1. Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев?
    2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама?
    3. Просмотри текст и подумай: какие слова из текста могут быть пословицей? (Подсказка: таких выражений два.)
    4. Что осталось у тебя в душе после прочтения этого рассказа?

    2 уровень

    ЛИСА И КОЗЕЛ.

    Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
    Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
    – Что ты там, лисонька, поделываешь?
    – Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
    А козлу давно пить хочется.
    – Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
    – Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
    Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
    – Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
    Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
    Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

    (Русская народная сказка )

    ( 118 слов )

    Вопросы и задания:

    1. Почему лиса попала в колодец?

    2. С какой целью она заманила козла к себе?

    3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?

    3 уровень

    ВЕТЕР И СОЛНЦЕ.

    Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
    – Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
    Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
    Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
    Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
    Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
    – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

    (К. Д. Ушинский )

    (164 слова )

    1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

    a) На лесной тропинке;
    б) в горном ущелье;
    в) на большой дороге.

    2. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

    а) Кто из них нужнее;
    б) кто из них сильнее;
    в) кого из них больше любят.

    3. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи .

    а) Из последних сил;
    б) изо всех сил;
    в) по мере возможности.

    4. Дай свою характеристику Солнцу.

    5. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

    Пояснительная записка………………………………….3

    Нормы техники чтения………………………………….4

    1 четверть ……………………………………………5-12

    II четверть…………………………………………….13-19

    III четверть……………………………………………20-27

    IV четверть……………………………………………28-32

    Используемая литература:

    2. «Учим детей наблюдать и рассказывать.» О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг 2002 г.

    3.Казахские народные сказки. Т.Дауренбеков. Алма-Ата «К ітап » 1979 г.

    4. Сборник текстов для изложений в начальных классах. В.И. Яковлева Москва «Просвещение»1972 г.

    5.Интернет ресурсы.