Любовь в творчестве поэтов серебряного века. Любовная лирика поэтов "серебряного века". Письмо к женщине

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань…

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных – тяжелый крест…

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, – я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, – мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И – Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

Серебряный век русской поэзии - это целая эпоха - великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно еще и еще продолжать, я здесь намеренно привожу и стихи поэтов, чьи имена не так звонки и не столь «на слуху». Я открывала их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа.
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)

Иннокентий Анненский - его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви - Поэзия Серебряного века. Я приглашаю вас познакомиться с этой книгой. Тут можно, открыв наугад, читать любое стихотворение - их авторы, несомненно, личности неординарные, часто с драматичною судьбою, что не могло не отразиться в их поэзии.
Мы чувствуем сегодня и мыслим уже иначе, и говорим слова совсем другие. Но … давайте прикоснемся душою к этим строкам, чтобы насладится ароматом той эпохи, прикоснемся к таинству, имя которому ЛЮБОВЬ!

Любовью ль сердце разгорится, -
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хоть бы любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, -
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснет в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возженный,
Пребудет в вечности веков.
(К.Р.)

Великий князь Константин Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного.

От неизбежного -
Твоя печаль
И пальцы рук
Не остывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
(О. Мандельштам)

Осип Мандельштам - какие необычные краски, слова и сравнения находит поэт для воссоздания облика своей возлюбленной!
Я думала, что о любви все пишут - страдая, и трагично. И неожиданно для себя нашла много стихов, легких и светлых, и даже ироничных.

«Люблю», - сказал я не любя -
Вдруг прилетел Амур крылатый
И руку взявши, как вожатый,
Меня повлек вослед тебя.

С прозревших глаз сметая сон
Любви минувшей и забытой,
На светлый луг, росой омытый,
Меня нежданно вывел он.
Чудесен утренний обман:
Я вижу странно, прозревая,
Как алость нежно-заревая
Румянит смутно зыбкий стан;

Я вижу чуть открытый рот,
Я вижу краску щек стыдливых,
И взгляд очей еще сонливых,
И шеи тонкий поворот.

Ручей журчит мне новый сон,
Я жадно пью струи живые -
И снова я люблю впервые,
Навеки снова я влюблен!
(М.Кузьмин)

Это был Михаил Кузьмин. Мне хотелось бы привести здесь еще одно стихотворение этого автора.

О, быть покинутым - какое счастье!
Какой безмерный в прошлом виден свет -
Так после лета зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две, -
Пускай теперь в пути темно и вязко,
Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,
Иной есть путь - пустынен и широк.
О, быть покинутым - такой счастье!
Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
(М.Кузьмин)

Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда,
а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите,
только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
(В. Маяковский)

Владимир Маяковский - да, конечно же, это он, поэт-трибун, поэт-лирик (впрочем, как лирика мы открываем его уже вне школьной программы).
А сейчас я хочу познакомить вас с поэзией Надежды Тэффи. К сожалению, я ничего не могу рассказать о ней (это имя я открыла для себя впервые на страницах этого сборника). Невольно восхитилась, какое светлое прекрасное лицо! И что еще меня буквально поразило: как много можно сказать о своих чувствах, о любви, даже не коснувшись их словами!

Заря рассветная… Пылающий эфир!..
Она - сквозная ткань меж жизнию и снами!..
И, солнце затаив, охлынула весь мир
Златобагряными, горячими волнами!

Пусть не торопит день прихода своего!
В огне сокрытом - тайна совершенства…
Ни ласки и ни слов, не надо ничего
Для моего, для нашего блаженства!
(Н. Тэффи)


На свиданье меня месяц звал голубой.
Я ему поклялась, обещала прийти.
Я с тобой эту ночь не могу провести!

Нет, оставь! Не целуй! Долгой лаской не муч!
Посмотри - уж в окно бьет серебряный луч.
Только глянет на нас бледный месяца лик -
Ненавистен и чужд станешь ты в тот же миг!

Подбегу я к окну… Я окно распахну…
Свои руки, себя всю к нему протяну…
И охватит меня бледный лунный туман.
Серебристым кольцом обовьет он мой стан…

Он скользнет по плечам, станет кудри ласкать,
На ресницах моих поцелуем дрожать…
Он откроет душе, как ночному цветку,
Невозможной мечты и восторг и тоску.

Буду счастье искать я в тревожном, больном
Красоты и греха ощущенье двойном,
Умирать без конца… До конца замирать,
Трепет лунных лучей, как лобзанье впивать…

Так оставь! Не терзай меня тщетной мольбой!
Не могу эту ночь провести я с тобой!
(Н. Тэффи)

Можно спорить, кто искуснее в любви - мужчина или женщина - можно спорить, чей поэтический слог изящнее и глубже, искреннее чья любовь. Нам не найти однозначного ответа. Можно сравнивать. А можно наслаждаться мастерством и сопереживать возвышенным чувствам интереснейших из людей.

Этот вечер был тускло-палевый, -
Для меня был огненный он.
Этим вечером, как пожелали Вы,
Мы вошли в театр «Унион».
Помню руки, от счастья слабые,
Жилки - веточки синевы.
Чтоб коснуться руки не могла бы я,
Натянули перчатки Вы.
Ах, опять подошли так близко Вы,
И опять свернули с пути!
Стало ясно мне: как ни подсказывай,
Слова верного не найти.
Я сказала: «Во мраке карие
И чужие Ваши глаза…»
Вальс тянулся, и виды Щвейцарии:
На горах турист и коза.
Улыбнулась, - Вы не ответили…
Человек не во всем ли прав!
И тихонько, чтоб Вы не заметили,
Я погладила Ваш рукав.
(С. Парток)

София Парток - близкая подруга Марины Цветаевой, стихи которой я с удовольствием представила бы более широко, если бы… - если бы не их драматический надрыв и внутренняя обреченность… Хотя каждое стихотворение, буквально, захватывает дух. Но… давайте вспомним (а можно, про себя, споем!) всем давно известное и полюбившееся стихотворение:

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе…
Вы - в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны…
- Благославляю Вас на все
Четыре стороны!
(М. Цветаева)

Я позволю себе прочесть еще одно из диссонирующих со светлой тональностью данной статьи стихотворений без «хеппи энда» (которых я умышленно здесь избегала), потому что имя Анны Ахматовой не могу не вспомнить. Я снова и снова думала о драматизме чувств поэтов Серебряного века - возможно, это объяснимо тем, что то были равновеликие личности, где никто не хотел уступить другому? Возможно, один из двоих не мог столь же искренне ответить на глубокое чувство? Но… бесполезно и тщетно искать ответы на извечные вопросы: почему любовь бывает безответной? почему горящие сердца … расстаются?

Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» -
«Да».
(А. Ахматова)

А закончить мне хотелось бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний романс».

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
(И. Анненский)

Поэзия Серебряного века - ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа. Думаю, каждый со мною согласится, что исповедальные строки любовной лирики поэтов Серебряного века способны внушать нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» - есть счастье не только не преходящее, но и каждому, в ком дышит Дух, доступное. И вполне обретаемое.
Чего я всем нам искренне желаю!

В. Гордеева
_________________________________
*) «Жизнью я дышу, любя» (В. Брюсов, венок сонетов «Роковой ряд»)

I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии.

II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха.

1. Подлинный шедевр любовной лирики.

2. В немногих словах сказать многое.

III. Поэзия Анненского близка нашему времени.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений – подлинный шедевр любовной лирики – дошло до наших дней, но не прославило автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Анненского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица необщее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гумилев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников – искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, – сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.

Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму…

Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:

И как, глядясь в живые струи

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты - как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.

Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.

Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее – столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта – видеть удивительное в обычном и пошлом.

Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы – не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь – чистая, возвышенная и безграничная.


Тема любви многократно затрагивалась поэтами Серебряного века. М. Цветаева, А. Ахматова, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский – у каждого из них есть стихотворения, посвященные данной теме.

Сергей Есенин. В его жизни было много женщин. Кому-то он посвящал стихи, кому-то – нет. Можно смело заявить, что тема любви в его творчестве неоднозначна. Его первая любовь – Анна Сардановская вместе с Лидией Кашиной станут прототипами героини поэмы «Анна Снегина». Им он стихов не посвятит, как и Зинаиде Райх. Айседора Дункан удостоится лишь пары-тройки. Только Августа Миклашевская возымеет такое влияние на поэта, что он начнет писать горы стихов о любви и обещать там то, что никому и никогда не обещал.

«Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья

А нечаянно гибель нашёл…» («Пой же, пой! На проклятой гитаре…»)

Эти строки С.

Есенин посвящает Айседоре Дункан. Хотя он и пишет о том, что она его погубила. История же говорит обратное. Именно поэт разорвал отношения с Айседорой, а ей оставались только безуспешные попытки ее вернуть.

С Миклашевской дела обстояли по-другому. С. Есенин посвящал ей строки, обещал оставить свой хулиганский образ жизни:

«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень…» («Заметался пожар голубой…»)

Но вот сама Августа никак не могла сделать решительный шаг. Время сработало против них. Судьба их развела. Но в поэте все еще теплились чувства, и он посвятил ей последнее стихотворение, где опять же признавался в любви. («Вечер черные брови насопил…»).

Анна Ахматова. Эта поэтесса воспринимала мир сквозь призму любви, а ее лирику называли энциклопедией этого чувства. Ее нередко отожествляли с лирической героиней (надо заметить, что это было неправомерно), за что в одно время Н. Гумилев, бывший ее мужем, получил репутацию чуть ли садиста:

«Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем...» («Муж хлестал узорчатым…»)

Зачастую любовь в поэзии Ахматовой драматическая, безнадежная, запечатленная в моменты разлуки, смерти.

«Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".» («Сжала руки под темной вуалью…»)

С течением времени лирика А. Ахматовой стала считаться общечеловеческой. А сама поэтесса народной и философской. Ведь она умела выразить кратко и точно всю женскую сущность и эссенцию любви.

Владимир Маяковский. Поэт считал, что он вправе писать только о том, что пережил сам. Несмотря на это самые ранние стихи о любви не являлись полностью автобиографичными. Самым первым произведением, основанным на личных переживаниях, считается «Облако в штанах». В нем Владимир Маяковский пишет о своей первой сильной любви – Марии, которую он встретил в Одессе:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца. («Облако в штанах»)

Главной музой Маяковского несомненно считается Лиля Брик. Отношения были трудными и нашли отражение в таких произведениях, как например «Флейта-позвоночник».

В поэме «Люблю» поэт размышляет о сущности этого чувства, сопоставляя любовь истинную и ложную.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Пишет Маяковский, когда его чувства к Лиличке находятся на пике. «Люблю» является самым светлым произведением Маяковского.

Позже поэт напишет поэму «Про это», наполненную опять же тяжелыми переживаниями и внутренней борьбой. Как раз в это время в отношениях с Лилей Брик наступил переломный момент.

Таким образом, можно отметить, что любовь будоражила сердца людей во все времена, какие бы события не сопровождали жизнь страны.