Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы. Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

  • 1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
  • 2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
  • 3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований. и.снижения. доходности.
  • 4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию. первоклассного. заёмщика.
  • 5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых. средств.
  • 6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  • - отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  • - разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  • - создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  • - согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:

  • - целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;
  • - возможно применение схемы реструктуризации «облигации-акции» с соответствующими ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран-кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд…долл.;
  • - целесообразным представляется эмиссия нестандартных финансовых инструментов, например облигаций с доходом, зависящим от мировых цен на нефть. Подобные операции могли бы сделать более эффективным перераспределение доходов, получаемых экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга.

Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.

Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один - реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста. В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги - ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: «Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику». Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?»

На сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА, процесс погашения задолженности страны внешним кредиторам, предусматривающий выплату основной суммы долга и процентов, начисляемых на неё.

Внешняя задолженность на определённую дату - это финансовые обязательства государства по отношению к иностранным кредиторам - странам или международным финансовым институтам, подлежащие погашению в установленные сроки. Внешняя задолженность возникает в результате привлечения займов из-за рубежа, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации прежним владельцам.

Внешняя задолженность классифицируется по ряду признаков:

по условиям кредитования (займы на коммерческих условиях, льготные кредиты);

по срокам платежа (краткосрочная внешняя задолженность - до 1 года, среднесрочная - 5-10 лет, долгосрочная - св. 10 лет);

по источникам кредитования (задолженность официальным или частным кредиторам).

В качестве наглядного примера обслуживания внешнего долга воспользуемся опытом развивающихся стран.

До конца 1960-х гг. развивающиеся страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в т.ч. безвозвратные субсидии в значительных размерах. Поэтому внешний долг этих стран рос относительно медленно и достиг в 1970 г. 64 млрд. долл. Однако в 1970-х и 1980-х гг. размер их иностранной задолженности начал стремительно увеличиваться, достигнув к началу 1990-х гг. 800 млрд. долл. В эти десятилетия многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов, а сроки погашения значительной части долга неоднократно переносились. В 1990-х гг. прирост внешнего долга стал снижаться, поскольку в этот период широко применялись различные методы частичного списания долгов и увеличились платежи по его погашению. В начале 1990-х гг. выплаты частным кредиторам составляли около 2/3 общей суммы платежей, официальным - 1/3

К числу крупнейших должников относятся не только страны, которые многократно пересматривали графики своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина), но и государства, как правило, соблюдающие взятые обязательства (Республика Корея, Таиланд, Малайзия) и имеющие высокую репутацию на мировом рынке ссудных капиталов.

Платёжеспособность страны зависит прежде всего от наличия ресурсов, т. е. от объёма её валового внутреннего продукта (ВВП) и состояния экспортной базы. Более исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой и устойчивым экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты используют ряд показателей для анализа платёжеспособности развивающихся стран. Внешний долг сопоставляется с размерами ВВП. В середине 1980-х гг., т.е. в период быстрого прироста иностранной задолженности, её величина приблизилась к 40% совокупного ВВП развивающихся стран.

График платежей по обслуживанию долга может быть равномерно растянут на длительный период. Но иногда платежи концентрируются на коротком отрезке времени. Поэтому ситуация в странах с одинаковыми показателями долг/ВВП может существенно различаться. В связи с этим рассчитывается ещё один показатель - платежи по обслуживанию долга/ВВП. Принято считать, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% ВВП и более, её внешняя задолженность начинает вызывать озабоченность.

Поскольку платежи по обслуживанию долга, как правило, производятся в конвертируемой валюте, необходимо учитывать экспортные возможности страны-должника. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты: а) отношение долга к экспорту, б) норма обслуживания долга (НОД) - отношение размера платежей по обслуживанию долга к экспорту. НОД считается главным показателем при анализе платёжеспособности. Существует мнение, что если НОД превышает 20%, возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. Однако некоторые страны выдерживали НОД в 35% и выше, а другие прекращали регулярные платежи при показателе в 15%. В среднем по развивающимся странам НОД в начале 1970-х гг. составлял примерно 10%, а в конце 1990-х гг.- 21%.

В связи с проблемой обслуживания внешнего долга очень важен анализ процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом (проценты/ВВП), так и с экспортом (проценты/экспорт). При отсрочке платежей обычно переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жёсткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях плавающей процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться.

Что касается РФ, то к концу 20 в. общий объём иностранной задолженности страны приблизился к 150 млрд. долл.: долг бывшего СССР составляет ок. 100 млрд. долл. и собственно российский долг - примерно 50 млрд. долл. Начиная с 2000 г. для погашения внешних долгов РФ нужно выплачивать 15-17 млрд. долл. в год. При устойчивом экономическом росте, стабильно развивающемся экспорте и "работающем" валютном контроле это трудная, но выполнимая задача. Если же экономика будет в ближайшей перспективе стагнировать, РФ придётся вести сложные переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, т. е. переносе сроков его выплаты, новых внешних займах и/или частичном списании долгов. Р. С. Гринберг.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Величина ежегодной нетто-задолженности, которая показывает изменение совокупного государственного долга за один год, представляет особый интерес при оценке экономико-финансовых восприятий правительства. Для сравнения состояния нетто-задолженности в различных странах и за разный период времени рассчитывается доля кредитного финансирования как процентное соотношение нетто-задолженности к величине совокупных расходов или к ВВП.

Общая величина долга государства представляет собой сумму всех нетто-задолженностей в прошлом.

В мировой практике используются следующие показатели и индикаторы.

государственный долг

в %

внешний долг

в %

валовой внутренний продукт (ВВП)

внешний долг

в %

экспорт товаров и услуг

стоимость обслуживания внешнего долга

в %

экспорт товаров и услуг

процентные платежи

в %

экспорт товаров и услуг

процентные платежи по внешнему долгу

в %

валовой внутренний продукт (ВВП)

средний срок обращения государственных
долговых обязательств

в %

средняя ставка процентов по государственным
долговым обязательствам

в %

процентные платежи

в %

совокупный долг

Наиболее употребляемыми из приведенных индексов являются первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма долга с годовым объемом ВВП, внешний долг с годовой экспортной выручкой, а также то, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке обслуживания внешнего долга. Остальные показатели по разным причинам, в частности вследствие отсутствия соответствующих статистических данных, применяются реже.

В некоторых странах, как уже отмечалось ранее, используются дополнительные индексы, увязывающие внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным бюджетом (бюджетным дефицитом).

Наиболее распространенным является отношение долга к ВВП (1). Этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.

Если наблюдаются отрицательные или даже нулевые темпы прироста ВВП, государство вынуждено перераспределять денежные ресурсы в пользу государственного бюджета посредством государственных займов. При этом если увеличение госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП, происходит изменение структур портфеля частных инвесторов в пользу государственных долговыхобязательств, что неизбежно оборачивается снижением относительных объемов производственного капитала в экономике в целом.

Предельное значение показателя не выше 80%. Хотя некоторые считают критической меткой 50%. Превышение страной этой величины – показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующей о непосильной долговой нагрузке.

Американские ученые попытались рассчитать оптимальный уровень безрискового долга США и последствия отклонения от этого уровня для благополучия американцев. Получилось, что оптимальный уровень равен средней за послевоенный период доле долга в ВВП, т.е. 66%, а значит, последствия отклонения от него – нулевые. Поэтому «опасения насчет высокой доли долга в экономике США и, возможно, других стран необоснованны» (Рао Аягари и Эллен Макгреттен).

Некоторые страны все-таки устанавливают ориентиры для доли долга в ВВП, и когда эта доля достигает ориентира, характер фискальных решений меняется. Например, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия пытаются определять достижение «разумной» долговой нагрузки как национальную цель. Новая Зеландия, в частности, использовала такую цель для обоснования ограничения расходов и достижения устойчивого профицита. Правительство пообещало, что как только цель будет достигнута, налоги сократятся. Цель была достигнута, и налоги снизились.

В среднем за 1980–99 гг. доля долга в ВВП стран большой семерки составила около 64% (табл. 4.1).

В Маастрихтском договоре записано, что долг стран-участниц Европейского союза (ЕС) не должен превышать 60% ВВП У Аягари и Макгреттен оптимальная долговая нагрузка для послевоенных США равна 66%. Возможно, за этой цифрой (60+) стоит что-то рациональное. С ней считаются даже в далеком от ЕС Израиле. В отличие от стран, подписавших Маастрихтский договор, Израиль не имеет формального ориентира для доли долга в ВВП. Однако с 1990 г. в правительственных бюджетных публикациях ставится задача снижения этой доли. Результатом такой политики явилось снижение доли долга в ВВП Израиля со 128% в 1990 г. до 107% в 1997 г. и затем слегка подросла

Однако США и особенно Канада годами несли куда большую оптимальной (64%) долговую нагрузку и никогда не давали кредиторам повода усомниться в своей платежеспособности. Видимо, лучше говорить о наличии у каждого правительства собственного представления об оптимальном долге.

Таблица 4.1

Отношения государственного долга разных стран к их ВВП

в %

Германия

К середине 1996 г. Россия имела почти полуторократный запас до порогового значения по данному коэффициенту. После августа 1998 г. ВВП России в долларовом исчислении составил около 200 млрд дол., и, следовательно, данный показатель приблизился к 149%. В настоящее время этот показатель существенно снизился. В 2002 году он составлял 42%, в 2003 составит 36%, по прогнозам на 2004 27,7%.

Следующий рассматриваемый нами показатель – отношение внешнего долга к ВВП (2). В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000–2001 г., а также грамотной политике правительства В. Путина, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. Значение показателя (2) для России можно увидеть в табл. 4.2

Таблица 4.2

Отношение внешнего долга РФ к ВВП

в %

Значение

Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту (3). Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, чем ниже этот показатель в пределах 100%-ной экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10–20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500% (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Отношение внешнего долга разных стран к объему их экспорта
в 2000 г

в %

Внешний долг к экспорту

Бразилия

Аргентина

Венесуэла

Индонезия

Считается нормальным превышение суммой долга размеров экспорта, но не более чем в 2 раза. При таком или ниже значении этого показателя выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних заимствований, а рост долговой не будет представлять серьезную угрозу для национальной экономики.

По этому показателю Россия находится практически на уровне США (150–200%). Отношение внешнего долга Российской Федерации к экспорту начиная с 1998 года превышает 150%, а в 1999 году достигает рекордного, за период 1994 – 2000 г. значения – 177%.

Однако данный показатель еще не превысил критической отметки, а резкое увеличение 1998 и 1999 гг. связано с финансовым кризисом 1998 г. Уже в 2000 г. наблюдалось значительное уменьшение значения рассматриваемого показателя до 137%. Эта тенденция сохраняется до сегодняшнего дня. В 2001 и в 2002 гг. отношения внешнего долга к стоимостному объему экспорта составил 107,3% и 112,3% соответственно.

Однако ряд обстоятельств опровергают мнение о «нормальном» значении данного показателя долговой зависимости страны. Прежде всего, негативной оценки в плане поиска источников погашения внешней задолженности вызывает структура российского экспорта, в которой доминируют два товара – газ и нефть, цены на которые подвержены резким колебаниям. Кроме того, экспортный потенциал страны уже невозможно наращивать за счет энергоресурсов. Если в 1995–1996 гг. расширение их экспорта в дальнее зарубежье поддерживалось в основном за счет свертывания поставок в страны СНГ, в настоящее время этот источник практически исчерпан. Аналогично отсутствует возможность масштабного расширения экспорта энергоносителей за счет их отвлечения из внутреннего потребления без дальнейшего сокращения отечественного производства. Россия также постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при продвижении ее в труднодоступные регионы, так и в связи с износом промышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены

Для оценки долговой зависимости большое значение имеет также показатели расходов на обслуживание внешнего долга (4,5,6). В настоящее время самые высокие показатели по обслуживанию внешнего долга у Мексики – 21 млрд дол. в год. Второе место занимает Бразилия – 20 млрд дол. Россия находится на восьмом месте. В 2004 г. расходы на обслуживание внешнего долга должны составить около 8 млрд дол.

В процентном отношении показатель (4) не должен превышать 20–25%. Наихудшее положение по данному показателю у таких стран, как Венгрия (55%), Алжир (50%), Мексика (45%) и Бразилия (40%).

Россия до недавнего времени имела относительно небольшой показатель, близкий к пороговому. В 1995 г. этот показатель составлял всего 6,5%, что во многом было обусловлено достигнутыми договоренностями России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов о реструктуризации советских долгов. Однако к 2000 г. этот показатель существенно вырос и составил 27% и теперь остается на этом уровне. Это связано с тем, что начался период оплаты внешнего долга. Россия вступила в него с внешним долгом, намного превышающим долг, который привел к банкротству Советский Союз. В соответствии с графиком погашения и обслуживания внешнего долга РФ в 1999–2007 гг. значительно увеличивается нагрузка на бюджет и отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту, также как следующий показатель, могут превысить критические отметки.

Следующим важным показателем оценки тяжести внешней задолженности является отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (6) , показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства. Пороговое значение по данному показателю составляет 5%. Для РФ фактически в период с 1994–2001 гг. показатель отношения платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП не превышал опасной границы, составляя в среднем 2,33% в год. В 2002 году значение показателя 2,5%, в 2003 – 2,3%.

Таблица 4.4

Государственный долг на душу населения некоторых стран
(данные 1999 года)

в долларах США

Значение

Германия

Показатели (7, 8, 9) позволяют сделать заключение о структуре государственного долга.

Важен также показатель «величина внешнего долга на душу населения». Данный показатель более точно отражает степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности. Этот показатель в России почти в 12 раз ниже соответствующего показателя Швеции и более чем в 3 раза – США (табл. 4.4).

Ведущие западные аналитики (Е. Domar ) при изучении вопроса о величине госдолга делают следующие выводы

1. Вопрос о границах государственной задолженности (а также ее воздействии на экономику) целесообразно рассматривать не на основании абсолютных данных (таких как объем совокупного долга, величина бюджетного дефицита и т.п.), как обособленную категорию, а, по возможности, во взаимосвязи с другими макроэкономическими показателями состояния народного хозяйства. Таким образом, имеет смысл говорить о государственной задолженности как об «относительной проблеме», т.е. о проблеме, острота и методы решения которой во многом зависят от состояния других индикаторов экономического развития страны.

2. Даже постоянно увеличивающаяся абсолютная величина государственной задолженности не обязательно обременяет собой будущую бюджетно-налоговую политику из-за возможного повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием государственного долга. Налоговая квота, необходимая для финансирования этих расходов, несмотря на абсолютный рост совокупной государственной задолженности, может оставаться постоянной или даже снижаться. Главной стратегической величиной в случае фиксированной ставки процента и доли задолженности в валовом продукте является уровень экономического роста.

3. При неизменном объеме валового национального продукта (что соответствует нулевому росту экономики) налоговая квота, необходимая для финансирования процентных платежей по государственному долгу, достигает 100%, причем данный предел достигается за достаточно значительный промежуток времени. В случае постоянных положительных темпов экономического роста граничное значение отношения процентных платежей по государственным долговым обязательствам к ВНП будет соответство вать уровню вновь образующейся задолженности в валовом национальном продукте.

4. Если уровень процентных ставок значительно выше темпов роста национального продукта или в случае его снижения (что является весьма характерным для стран с трансформируемой экономикой, но в долгосрочной перспективе все же трудно представить), расходы по обслуживанию государственного долга превышают объем новых правительственных займов. Даже предполагая, что все полученные государством кредиты будут направлены на выплату процентов по старым долгам, государство все равно будет вынуждено использовать в этом случае для обслуживания своего долга дополнительные средства из госбюджета.

Обобщая, можно сказать, что проведенный анализ рассматривает проблему границ государственной задолженности в значительной степени как проблему экономического роста. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством займов для финансирования своих расходов. В случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении госдолгом (особенно это касается государственных займов на рынке капитала) и проблема определения и установления границ государственной задолженности приобретает свою актуальность.

В заключение хочется привести еще несколько фактов, иллюстрирующих эту мысль. Внешний долг США в 2003 году был уже в 52 раза больше внешнего долга РФ. Однако поскольку бюджет США в 33 раза больше Российского (только расходы США на оборону в 15 раз больше всего бюджета РФ), а золотовалютный запас составляет 57% мирового (1 место в мире), это никак не отражается на положении США как дебитора (табл.4.5).

Таблица 4.5

Список стран, имеющих самый большой внешний долг

(в порядке убывания)

Бразилия

Австралия

Южная Корея

Индонезия

Аргентина

Формально по некоторым показателям уровень государственной задолженности России не превышает критических значений. Но приведенные пороговые значения являются таковыми для стран с высокоразвитой рыночной экономикой. Когда они находились на том же уровне развития (по производству ВВП на душу населения), что и современная Россия, государственная задолженность в них была значительно ниже. Место РФ относительно данного показателя (ВВП на душу населения) по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 1999 год можно определить из табл. 4.6.

Таблица 4.6

Результаты сравнения уровней жизни
наиболее развитых стран мира в 1999 году

ВВП на душу населения
дол. США

Место страны
по уровню жизни

Люксембург

Продолжение табл. 4.6

Норвегия

Швейцария

Исландия

Нидерланды

Ирландия

Австралия

Германия

Финляндия

Великобритания

Новая Зеландия

Португалия

Словения

Окончание табл. 4.6

Словакия

Хорватия

Болгария

Македония

Россия

Учитывая негативную структуру российского экспорта, а также увеличение платежей по выплате и обслуживанию внешнего долга, можно говорить о том, что фактически объем внешних долговых обязательств России является критическим и представляет, по мнению ведущего экономиста Кудряшовой И.В., реальную угрозу ее национальной экономической безопасности.

Представляет собой государственную задолженность перед иностранными кредиторами. Она возникает вследствие активного участия правительства страны в различных сферах деятельности и необходимости привлечения дополнительных средств для полноценного финансирования экономических и производственных проектов. Сегодня возможность иностранных займов является мощным инструментом, используя который правительство может стимулировать общий экономический спрос.

Однако обслуживание внешнего долга становится проблематичным, когда денежные суммы, которые были предназначены для этих целей, превышают доходность государственных источников. В этом случае продолжать обслуживать внешний невозможно, так же как и рефинансировать его на внешнем и внутреннем рынке. Создается ситуация, когда правительство вынуждено приостановить выполнение своих финансовых обязательств относительно выплат денежных средств иностранным кредиторам, тем самым объявляя по внешнему долгу. Последствиями таких решений являются:

Обесценивание национальной валюты;
падение фондовых индексов;
увеличение долгового бремени страны и ее зависимости от других государств-кредиторов;
понижение заработных плат по стране в целом;
ослабление позиций во внешних экономических отношениях;
повышение уровня бедности среди населения страны.

Главные причины увеличения внешнего долга

Причинами роста внешнего государственного долга до неимоверно огромных сумм являются:

Высокие коэффициенты первичного бюджетного дефицита – именно этот фактор обуславливает собой необходимость займов на внешних рынках; вероятность долгового кризиса в этом случае возрастает, если решение проблем на внутреннем финансовом рынке откладывается правительством на неопределенное время;
Высокие процентные ставки по обслуживанию долга – они, как правило, повышаются, когда по мнению иностранных кредиторов величина внешнего долга возрастает до опасных отметок. Тогда правительство задействует все большее количество бюджетных средств для выплаты долгов или же рефинансирует их, занимая еще большие денежные суммы.
Рост валютного курса – отрицательно влияет на возможность обслуживания внешнего государственного долга за счет его увеличения при пересчете средств в национальную валюту.
Проблемы на внутреннем кредитном рынке, которые появляются в результате возрастания процентной ставки на внутреннем рынке и сокращения объема внутреннего долга. В этом случае правительство заимствует дополнительные средства на внешнем рынке, а часть внутреннего долга переводится во внешний долг.

Кроме правительства государства внешний дефолт нежелателен и для кредиторов, так как может стать причиной их фактического банкротства. Поэтому были созданы специальные международные кредиторские организации, участники которых призваны решать возникающие проблемы с обслуживанием внешнего долга в разных странах. Основным способом разрешения долгового кризиса государства является списание инвесторами части долга и структуризация экономических реформ в стране-должнике. Таким образом, обслуживание внешнего долга на уровне правительства предполагает создание баланса между макроэкономическим развитием страны и укреплением ее национальной безопасности.

Инструменты, регламентирующие обслуживание внешнего долга. Как они работают


В современной экономической системе используются три инструмента институционального механизма:

1. Формальные правила, которые регламентируют осуществление расчетных выплат по займам;
2. Неформальные ограничения и практики, влияющие на то, как экономические агенты в лице государства, определенных организаций и предприятий воспринимают формальные правила;
3. Механизмы принуждающего характера, при помощи которых производится уплата суммы долга.

Эффективность применения первого инструмента – формальных правил – повышается за счет четкого определения долговой политики государства посредством соответствующих законов, а также его фактической способностью уплаты внешних долгов. Однако на практике обслуживание внешнего долга зависит не только от экономической специфики вышеперечисленных инструментов институционального механизма, но и от транзакционных издержек. Именно транзакционные определяются количеством заключенных договоров на предоставление денежных ресурсов извне. Однако наибольшую значимость в управлении институционным механизмом внешнего долга имеет законодательная база государства – как правило, это бюджетное законодательство, основной целью которого является регулирование процессов иностранного кредитования и .

Если внешний долг государства возрастает до чрезмерных отметок, то последствием такого явления может стать потеря кредитоспособности предприятий. В этом случае задействуется институциональный инструмент в виде государственной поддержки и обеспечения кредитоспособности заявленных экономических агентов. Такой подход позволяет не только сформировать и использовать функциональный бюджет, но и наладить связь между экономическими агентами, различными платежными системами и принципами управления внешней задолженностью.

Посредством третьего институционального инструмента – механизмов, принуждающих к выплате долгов – кредиторами устанавливаются правила и обязанности долгового плательщика в лице правительства. Сюда включены как правовые нормы, регламентирующие применение различных мер по минимизации рисков в процессе управления внешним долгом, так и институциональные инструменты, обеспечивающие воспроизводство институтов внешнего долга и кредитоспособности задействованных экономических агентов.

Обслуживание внешнего долга должно быть организовано с учетом вероятности воздействия нескольких факторов: политических стратегий по управлению внешними займами, обязательств по уплате долга в государственном и частном секторе и экономических потрясений, вероятность проявления которых также не следует исключать. Основным же условием обеспечения макроэкономического равновесия в определенном государстве является финансирование дефицита внутреннего бюджета. Кроме того, такой подход позволит организовать полноценное управление государственными институтами внешнего долга, тем самым существенно уменьшить стоимость транзакционных издержек в процессе осуществления финансовых сделок, повысить эффективность в формировании бюджета и поднять позиции государства в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Ключевыми показателями эффективности как бюджетной, так и финансовой политики являются именно объем и структура внешнего государственного долга. Они выражаются посредством взаимообусловленных факторов – уровнем финансовых резервов государства, темпом роста ВВП, объемами инвестирования реальных экономических проектов. Поэтому для реализации эффективного обслуживания внешнего долга важно:

Рассмотрение экономического содержания и теоретических аспектов управления внешними займами;
проведение своевременных исследовательских мероприятий в отношении состояния, причин, структуры и динамики роста внешнего долга в отдельных государствах;
анализ кредиторских задолженностей государства зарубежным финансовым организациям, так же как и задолженностей по ценным бумагам и коммерческим поставкам;
исследование внешних кредиторских факторов, уровня их влияния на общую динамику ВВП, а также взаимосвязи между зарегистрированными займами и имплементацией в государственную экономику модернизирующих решений;
разработка методологий и рекомендаций относительно управления и обслуживания внешнего долга в условиях настоящих изменений в государственной экономике.

Таким образом, для обеспечения необходимых условий качественного перераспределения полученных от инвесторов капиталов между разными субъектами рынка необходим рост капитализации банков. В противном случае недостаток собственных денежных средств вынуждает государственные предприятия прибегать к дешевым и долговременным зарубежным займам, как правило, для расширения производства и закупки нового оборудования. В целях минимизации риска огромных финансовых растрат и потери собственности важно, чтобы государство обслуживало внешние долги согласно установленным долговым стратегиям.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш