Презентация по литературе на тему "Древнерусская литература" (6 класс). Древнерусская литература презентация к уроку по литературе на тему Презентация по литературе на тему древнерусская литература

Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны. Презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе при изучении древнерусской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Краснопресненская СОШ имени В.П.Дмитриева » Калининского района Тверской области Павлихиной Фаины Александровны по литературе « Жанр летописи в истории Древней Руси » (номинация «Мой лучший урок», гуманитарный цикл)

Жанр летописи в истории Древней Руси Презентация к уроку литературы в 6 классе

Цель Узнать об истории летописания в Древней Руси.

Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.

Жанровое своеобразие Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

История летописания Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

История летописания Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “ Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

Киевские летописи В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

Новгородские летописи Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

История летописания В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени.

Повесть временных лет Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

Повесть временных лет « Повесть временных лет» - это ансамблевое произведение, так как в нее входят разнообразные жанры, как: сказание, житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть, кодексы, договоры.

Повесть временных лет «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны - о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

Повесть временных лет Летописцы говорят от лица всей Руси, поднимаясь над мелочными феодальными спорами, решительно осуждая распри и « которы », с болью и тревогой описывая бедствия, приносимые набегами кочевников.

Повесть временных лет Словом, «Повесть временных лет» - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны.

Источники Д.С.Лихачёв. Великий путь: Становление русской литературы XI–XVII вв. М.: Современник, 1987. mp3extaz.com›data/ на гуслях tululu.org› Древнерусская литература› Летописи


Рукописные книги в Древней Руси. Кодекс. Доброписец. Изборник 1076 г. Древнерусский книжник. Вязь. Расходы на производство Четвероевангелия. Древнерусские пословицы о книге. Свиток. На чем писали книги. Изборник Святослава. Переписка книг. Полуустав. Переплетное искусство. Архангельское Евангелие. Лист с заставкой из Остромирова Евангелия. Скоропись. Мстиславово Евангелие. Самые древние русские книги.

«Литература Античности» - Ямб. Гесиод. Послегомеровский эпос. Комедия. Этапы происхождения мира и богов. Периодизация творчества. Становление Римской литературы. Деяния людей. Античная критика. Греческая лирика. Аристофан. Эллинистический период. Дидактический (наставительный) эпос. Аттический период. Античная литература. Биографические сведения о драматурге. Трагедия. Геродот. Элегические поэты. Вакхилид. Древнейшие литературные памятники.

«Произведение «Повесть временных лет»» - В настоящее время имеется несколько копий. Нестор был первым древнерусским феодальным историографом. Общерусский летописный свод, составленный в Киеве. Словарик. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…. Летоисчисление на Руси велось «от сотворения мира». Летописец Нестор. Первые документы. « Повесть временных лет». Повесть временных лет. С какой целью создавалась повесть. Рукописи помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы.

«Жанры древнерусской литературы» - Хождение. Поучение Владимира Мономаха. Поучение. Слово. Особенности летописей. Русской литературе более тысячи лет. Памятник. Воинская повесть. Летопись. Древнерусская литература. Житие Сергея Радонежского. Повесть временных лет. Житие. Система жанров. Жанры Древнерусской литературы. Произведение о подвиге отважного русского купца. Краткое содержание.

«Сказание о князьях Владимирских» - Какой стиль называют классическим. Кремль. Сказание о князьях владимирских. Архитектор Доменико Трезини. Стиль в архитектуре. Иван Фёдоров. Литературно-публицистический памятник. Слово о полку Игореве. Памятник древнерусской литературы. Русский алфавит. Классицизм. Дом Пашкова в Москве. Летний дворец. Пашков дом. Собор Святой Софии. Задонщина великого князя. Узорочье. Ктитор храма. Покровский собор.

«Поучение Владимира Мономаха» - Объединение русских княжеств при Владимире Мономахе. Прочитайте выразительно «Поучение» Владимира Мономаха. Какие задачи ставит Мономах перед князьями. Словарная работа по тексту «Поучения». Воинский подвиг – долг князя перед народом. Портрет Мономаха на древней фреске. Обратимся к первому периоду древнерусской литературы. Древнерусская литература. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. На охоте закалялись дух и тело князя.

1 слайд

2 слайд

Содержание Начало Древней Руси Язычество на Руси Этнографическое происхождение понятия «Русь» Происхождение понятия «Русь» по Д. И. Иловайскому Земледелие на Руси Киевская Русь. IX-XII вв. Первые князья: а) Рюрик б) Олег в) Игорь г) Ольга д) Святослав е) Владимир I Святой ж) Ярослав Мудрый з) Владимир II Мономах и) Мстислав Великий 10. Принятие христианства на Руси Города, торговля и ремесло Древней Руси Генеалогическое дерево Рюриковичей Русские княжества в конце XII века

3 слайд

Середина I тысячелетия Восточно-славянские племена словене кривичи вятичи поляне древляне 15 племён и другие

4 слайд

Хозяйство славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и литейное производство. Общая оборонительная линия «Змиевы валы» Религия поклонение силам природы культ предков

5 слайд

Язычество (от церковнославянского языцы – народы, иноземцы) – обозначение нехристианских политеистических (политеизм – многобожие) религий Поклонение явлениям природы Языческие боги Культ предков Земледельческие культы

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Способы обработки земли Подсечное Переложная Трехпольная Использование выжженного участка леса Оставление участка Переход на другой Яровые посевы Озимые посевы Пар Возвращались На прежнее поле Поле оставляли На несколько лет

9 слайд

(IX – XII вв.) Государственное устройство - раннефеодальная монархия Великий князь

10 слайд

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г. Ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу Князь – вождь племени, правитель государства или государственного образования Возможная этимология От болгарск. кнез – старейшина От финск. kuningas – король

11 слайд

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок. 1050-ок. 1113) Нестор является автором «Чтения о житии и погублении Святых князей Бориса и Глеба», «Жития Феодосия Печерского», первой редакции летописного свода «Повести временных лет». Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н. М. Карамзин назвал Нестора «отцом русской истории». В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» - Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных лет» охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (850 1110 годы). «Повесть временных лет» - условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть», - Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. «Повесть временных лет» легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

12 слайд

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей Древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей Упрочнил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)

13 слайд

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков. . . на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застреляли, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». («Повесть временных лет»). «Повесть временных лет» так рассказывает историю о смерти Олега. Как-то Олег встретил волхвов и кудесников и спросил, как он умрет. Один из волхвов ответил, что причиной смерти будет любимый конь князя. Слова эти «запали в душу Олегу», и приказал он увести своего любимого коня, холить его и лелеять, но никогда не подводить к нему. Приказание его было выполнено. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании, «призвал старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег посмеялся над кудесником, который сказал неправду. И пожелал увидеть останки коня. «И приехал на то место, где лежали голые кости и череп голый, . . . посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого разболелся он и умер».

14 слайд

Расширил границы Древнерусского государства, Подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове Отразил набеги кочевников-печенегов Организовал военные походы против Византии 941 г. – закончился неудачей 944 г. – заключение взаимовыгодного договора Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

15 слайд

Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: уроков – определения точных размеров дани 2) погостов – установления мест сбора дани Поездка в Византию (957) и принятие христианства под именем Елена В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов Жена князя Игоря, правила на Руси во время его военных походов и в период малолетства сына Святослава

16 слайд

«В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла в Царьград». («Повесть временных лет») Император Византии Константин Багрянородный, по приданию, был очарован разумом и мудростью Ольги и сказал, что «она достойна царствовать в столице – в Константинополе». Княгиня Ольга просила крестить ее в христианскую веру: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». («Повесть временных лет») Император с патриархом крестили русскую княгиню и дали ей при крещении имя Елена (так звали мать Константина Великого). Патриарх византийский дал ей свои наставления и церковные заповеди: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». («Повесть временных лет») После возвращения на родину, княгиня Ольга захотела обратить в истинную веру и своего сына Святослава. «Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». . . И не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям». («Повесть временных лет»)

17 слайд

Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Инициатор и руководитель многих военных походов Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971) Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Инициатор и руководитель многих военных походов Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971)

18 слайд

*Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства *Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир Окончательно покорил радимичей, совершил Успешные походы против поляков, печенегов, Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) *Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле 980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) 988 г. – Принятие христианства

19 слайд

«В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий… «После многомесячной осады город был сдан, и Владимир отправил византийским императорам послание с ультиматумом, что то же самое произойдет и с Царьградом (Константинополем), если они не выдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры отвечали, что непристойно христианке выходить замуж за язычника. Владимир был согласен креститься и принять новую внру, силу которой он испытал на себе. Анна приехала в Корсунь, но в это время «по Божественному промыслу разболелся… Владимир глазами и не видел ничего и скорбел сильно и не знал, что делать» … И послала к нему царица сказать, чтобы он крестился побыстрее. «Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь я узнал истинного Бога»… Крестился же он в церкви Святого Василия, а а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». («Повесть временных лет»)

20 слайд

Покровитель просвещения и строительства Способствовал возвышению международного авторитета Руси Осуществлял военные походы Основатель письменного русского законодательства Единовластный правитель Древней Руси Способствовал расцвету древнерусского государства Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами «Русская правда» «Правда Ярослава» в Прибалтику в польско- литовские земли в Византию окончательно разгромил печенегов Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским

21 слайд

Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого стало составление свода законов, получившего название «Русская Правда». Свод включал статьи, как уголовные, так и гражданские. Он устанавливал судопроизводство, определял наказания. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от законодательств других стран того времени, в «Русской Правде» не было предусмотрено применение пыток и телесных наказаний, хотя смертная казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Свод в значительной мере ограничил кровную месть. Основным видом наказания были денежные штрафы: Статья 20. если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого. Статья 21: Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (приближенного князя). Статья 22: За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен… Статья 23: За убийство смерда или холопа штраф 5 гривен. Штраф за убийство тиуна равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Такой штраф мог разорить целую общину.

22 слайд

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Организатор успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111) Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097) Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха» Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Гарольда II - Гите Остановил распад Древнерусского государства Написал «Поручение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли

Работа включает две презентации:

1. "Возникновение древнерусской литературы"

2. "Слово о полку..."


«Возникновение ДРЛ»


Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины.

Д.С. Лихачев


Возникновение ДРЛ

В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.


  • Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
  • Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

  • Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
  • Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
  • Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Периоды развития ДРЛ

Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.

Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.


Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.


Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г.


Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.

Просмотр содержимого презентации
«Слово о полку Игореве»



  • - познакомить с историей находки «Слова…»;
  • - познакомить с летописным источником похода князя Игоря на половцев;
  • - выявить проблематику произведения;
  • - познакомиться с героями «Слова…»;
  • - развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;
  • - воспитывать интерес к отечественной истории, ответственность за свои поступки

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин ,

член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств




В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля.

1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско.


Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Ипатьевская летопись

«Слово о полку Игореве…»

Игорь же возревъ на небо и виде солнце.

Игорь възр ѣ на св ѣ тлое сълнце и вид ѣ .

И рече бояромъ своимъ и дружине своей.

И рече Игорь къ дружине своей.

Братья и дружино.

Братие и дружино.

Да то же нам видети.

Да позримъ синего Дону!

Заутра же, пятку наставшу ... усретоша полки половецкие.

Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъки половецкыя.

И рече Святославъ Олгович ... «далече есмь гонилъ по половцевъ ... » И облегоша ту.

Дремлетъ въ пол ѣ олгово хороброе гн ѣ здо: далече залет ѣ ло.

И бысть скорбь и туга люта ... и по всей волости Черниговской: князи изымани и дружина изымана и избита.

Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати ... А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми.

Святослав же то слышав и вельми воздохнув, утер слез своих и рече ...

Тогда великый Святъславъ изрони злато слово с слезами см ѣ шено и рече ...

Ныне же половци се победиле Игоря и брата его с сыном, а поеди, брате (Давыде), постерези земле Руское.

Вступита, господина (Рюриче и Давиде), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы.




«Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».

Д.С.Лихачев




Ярославна женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи .





  • Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки (многие представлены на сайте «Параллельный корпус переводов „Слова о полку Игореве“»).
  • В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов - В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово» на английский язык.
  • Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков «Слова» на другие языки: на украинский - Иван Франко, на белорусский - Янка Купала, на польский - Юлиан Тувим, на французский - Филипп Супо, на монгольский - Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий - Райнер Мария Рильке, на иврит - Арье Став и др.
  • Известные переводы «Слова» на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.

Н.Рерих Поход князя Игоря»

В.М.Васнецов «После побоища

князя Игоря с половцами»