Проблема эгоизма: аргументы из литературы и рассуждения о последствиях его проявления. Примеры эгоизма в жизни. В чем проявляется эгоизм? Тема эгоизма в литературе

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

В своих произведениях идеализировали образ главного героя, наделяя его исключительно положительными качествами. В результате получался великолепный образец для подражания. Он, возможно, обладал своими небольшими недостатками, но в целом соответствовал всем нормам этики и нравственности. В литературе XIX века появились новые тенденции. Возникло желание нарисовать образ своего современника, героя, портрет которого был бы составлен «из пороков всего поколения, в полном их развитии». Реального самолюбивого человека, оказавшегося, как и Россия в тот период времени, на перепутье.

Многие писатели пытались раскрыть эту проблему на страницах своих произ-ведений. Особенно ярко развитие этой темы можно проследить в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Онегин и Печорин были близки и понятны своим современникам, потому что действительно отражали настроение каждого. В то/ время Россия стояла перед тяжелым выбором: «Как развиваться дальше? По какому пути идти?» Каждый человек должен был занять определенную гражданскую позицию. Сложившиеся условия пробуждали в людях не только хорошие, но отрицательные качества. Именно себялюбие и эгоизм заставляли многих совершать те или иные поступки.

Пушкин очень подробно знакомит нас с жизнью Евгения Онегина, со средой, где он вырос, и обществом, в котором оказался. Главный герой получил типичное для того времени воспитание. Его учителем был француз, давший молодому Онегину довольно поверхностное образование, которого, впрочем, было достаточно. Жизнь Евгения в Петербурге носит потребительский характер, состоит лишь из одних развлечений и удовольствий. Он, обладая всеми достоинствами молодого человека, с успехом пользовался благами светского общества. Однако такое бесцельное существование скоро наскучило Евгению. Онегин разочаровывается в жизни. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Но не привыкший к труду и стараниям Евгений вскоре становится лишь пассивным наблюдателем. Онегин эгоистичен и самолюбив. Он с пренебрежением относится к людям, хотя и искренне привязывается к Ленскому. Но даже его расположение и любовь не приносят окружающим, да и ему самому, счастья. Евгений убивает своего друга, отвергает первые серьезные чувства девушки. Его трагедия заключается и в том, что в нужный момент он упустил свой шанс. Боясь потерять свободу, главный герой отказывает Татьяне, в чем в дальнейшем сильно раскаивается. Именно Татьяна Ларина была послана Онегину, чтобы помочь ему «проснуться» в этом мире. Лишь спустя семь лет он понимает свою ошибку и понимает всю силу любви и страсти. Ореол светской дамы интригует и завораживает. Татьяна же, почувствовав то себялюбие, что лежит в основе его любви к ней, отказывает Евгению.

Страдания Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сходны с терзаниями Онегина. Его даже можно назвать Онегиным своего времени. После полного разгрома декабристского восстания 1825 года он, как человек передового мышления, с одной стороны, бунтовал против накопленных ранее ценностей, с другой - не мог найти себя и своего применения в этом новом этапе жизни. Пресытившись всеми благами общества, Печорин в поисках экзотики едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но и там не находит внутреннего спокойствия. Надо отметить, что, в отличие от Онегина, главный герой не становится безмолвным наблюдателем. Он бешено гоняется за жизнью, постоянно ищет опасность, но никак не может найти в этом смысла. При всей свой одаренности, он «нравственный калека». Его характер крайне противоречив. Всю вину за свою судьбу он перекладывает на свет, объясняя в «Княжне Мэри», откуда у него взялись дурные наклонности: «...Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они появились...я стал скрытен...я стал злопамятен...я сделался завистлив...я выучился ненавидеть...я стал обманывать». По-моему, он во всем виноват сам. Озлобившись на мир, внушив себе, что его никто не любит, Печорин оказался в одиночестве. Не находя применения своим необъятным душевным силам, он лишь попусту растрачивает самое дорогое, что у него есть - жизнь.

Положение обоих героев трагично. Эгоцентризм и себялюбие создают пропасть между ними и другими людьми. Даже оказавшись на какой - то период времени «лю-бимцами» общества, они, тем не менее, чужды ему и не только по вине окружающих. Их участь не утешительна. И если осознание Онегина происходит через отвергнутую им ранее девушку, то как найдет свое искупление Печорин, нам остается лишь предполагать. В любом случае, чрезмерное самолюбие мешает нашим героям гармонично развиваться и существовать в этом мире. Более того, объединяет в определенную группу, получившую название «лишних» людей. Герцен говорил, что «печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах». Пушкин и Лермонтов сумели убед№ тельно доказать несостоятельность мировоззрения своих героев, предостеречь читателя от ошибок.


Имеет ли совесть человек, любящий только самого себя? Как эта любовь проявляется в его поступках? Этими и другими вопросами задаётся русский советский писатель- Е.А.Пермяк.

В данном тексте поднимается проблема эгоизма и самолюбия. В нём три брата получили счастливые часы, тем самым получив возможность распоряжаться своим временем, которое можно было получить, только помогая и оказывая внимание другим. Однако, они этого не делали и продолжали жить в своё удовольствие, впоследствии полностью утратив дарованное им время. "А что он сказать может, если совести у него тоже не осталось, чтобы ею счастливые часы завести?" Данная проблема является актуальной. В наше время эгоизм получил большое распространение. Люди перестали видеть окружающий нас мир, они зачастую стали думать только о себе, их труд направлен только на преобразование и улучшение собственной жизни. "Не зря же один мудрец сказал: "Человек в труде познаётся"."

Весь его труд, все его дела и мысли направлены на формирование лучшего собственного будущего.

Данная проблема встречается в большом количестве художественной литературы. Так, например, в произведении Н.В.Гоголя "Мёртвые души" можно увидеть большое число эгоистичных помещиков. Одним из них является главный герой- помещик Чичиков. С самого раннего детства внушили ему, что он должен был жить богато. Это и породило в нём чувства самолюбия. Чичиков, несмотря на большие большие проблемы общества, бедность и голод крестьян, продолжал увеличивать собственное финансовое состояние. Так поступали и другие помещики. Они все трудились только во благо собственной жизни.

Если обратиться к произведению Б.Васильева "Летят мои кони", то можно увидеть абсолютно противоположную картину. Доктор Янсен был человеком искренним и отзывчивым. Он всегда спешил навестить своих больных пациентов, но никогда не спешил их покидать. Янсен всем сердцем желал помочь каждому. Это показал и его последний поступок. Когда маленькие мальчики попали в канализационный колодец, Янсен, не думая о последствиях для самого себя, бросился к ним на помощь, он понимал, что сам вот-вот погибнет, но его это не остановило. Вскоре мальчишки были спасены, но доктор Янсен отдал свою жизнь ради этого.

За эгоизмом нет настоящего, а значит и нет будущего. Подобная любовь не несёт в себе ничего ценного, скорее наоборот, она оказывает большое отрицательное влияние на мир в целом.

Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На вопрос эгоизм в литературе? в каких книгах это самый главный вопрос? заданный автором Mery лучший ответ это Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем рассказе К. Акулинин. Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на прием к врачу и, когда ему это надоело, решил дать взятку, чтобы пройти без очереди. Однако сочувствие к другим людям, которые тоже ждали своей очереди, не позволило ему воспользоваться нечестно полученной привилегией. Автор выражает свое отношение к проблеме не напрямую, а через художественное повествование: человек не должен ставить свои интересы выше интересов других. В качестве литературного примера можно привести роман Достоевского «Преступление и наказание». По теории Раскольникова, интересы некоторых людей («право имеющих») выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить – сможет ли он ради своих целей переступить чрез человеческую жизнь. Однако он не смог вынести тяжести содеянного, не смог и воспользоваться украденным деньгами старухи-процентщицы. Герой поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - крестьянин Ермил Гирин – воспользовался своим положением старосты, чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько неприемлемо для него было пренебречь интересами другого человека. Несмотря на то, что люди иногда поступают безнравственно, ради своих целей переступая через других людей, им свойственно испытывать муки совести и раскаиваться в своих поступках. Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений - человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, - пишет Белинский. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.
Вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение, что Грушницкий из «Героя нашего времени» - эгоист. Его эгоизм Чернышевский считал самым низким, фальшивым, выросшим на почве праздности. «В пример человека, у которого очень развиты мнимые, фантастические стремления, на самом деле совершенно ему чуждые, можно указать превосходное лицо Грушницкого… Этот забавный Грушницкий из всех сил хлопочет, чтобы чувствовать то, чего вовсе не чувствует, достичь того, чего ему в сущности вовсе не нужно. Он хочет быть ранен, он хочет быть простым солдатом, хочет быть несчастлив в любви, приходить в отчаяние и т. д., - он не может жить, не обладая этими обольстительными для него качествами и благами. но какою горечью поразила б его судьба, если б вздумала исполнить его желания! Он отказался бы навсегда от любви, если б думал, что какая бы то ни было девушка может не влюбиться в него. Он втайне мучится тем, что он ещё не офицер, не помнит себя от восторга, когда получает известие о желанном производстве, и с презрением бросает свой прежний костюм, которым на словах так гордился.
Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и ЭГОИЗМ. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен ему.

Эгоизм как неотъемлемая часть человеческой сущности.

Доказать, что эгоизм – это не индивидуальная модель поведения, а обязательная составная человечности.

1)Собрать эмпирический и исторический материал по теме исследования;

2) Провести мысленный эксперимент;

3) Проанализировать полученные данные отдельно в каждом случае.

Были рассмотрены проявления эгоизма в обществе, раскрытие стереотипов связанных с эгоизмом, проведены мысленные эксперименты, рассмотрены возможные противоположности эгоизма на примере биографии известных людей.

Были проведены соц. опросы студентов Кировской и Пермской медицинских академий.

Результат: Стереотипы об эгоизме неоправданны и нелогичны. Само понятие эгоизм стало в обществе искажённым и неполным. Абсолютных противоположностей эгоизму нет.

На основе результатов исследования было установлено:

  • Эгоизм имеет свою природу
  • Любое проявление альтруизма является следствием эгоизма
  • Каждый человек эгоистичен по своей натуре

Что такое эгоизм? Толковый словарь Даля толкует это слово как «забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим…». Очень часто в понятие «эгоизм» включают ещё несколько терминов, например, корысть или себялюбие. Спрашивая людей, почти 90% сказали, что эгоизм - это себялюбие, но остальные отметили, что это способность думать только о себе.

(Прежде чем понять, что такое эгоизм, необходимо вспомнить: где мы его встречаем, когда им пользуемся, кому от этого плохо и почему это качество принято считать отрицательным.)

Как проявлял себя человеческий эгоизм в истории? Одним из самых знаменитых эгоистов считают Герострата. В 356 году до нашей эры Герострат сжёг знаменитый храм Артемиды, чтобы увековечить своё имя в истории. Можно ли назвать его эгоистом, если по его замыслу пользу он извлечёт только после смерти? Конечно, нет. Судя по летописям, Герострат был изощрённым нарциссом, но никак не выдающимся эгоистом. Здесь важно отметить отличие одного от другого: нарциссизм даёт человеку некую свободу действий, ставя его выше других, в отличие от эгоизма, где любое неправильное решение может только отдалить эгоиста от его основной цели.

Так, если оглянуться на протяжённую историю человечества, очень сложно найти каких-то выдающихся эгоистов, оставшихся в памяти. Всё потому, что все люди всегда действовали в собственных интересах. Поэтому, если спросить: «Кто был самым эгоистичным?», то это будет равноценно сказать: «Кто был самым человечным?».

Все так делают, но обществу это не нравится… По данным опроса 40% студентов считает, что эгоизм противоречит общественным ценностям, другие 40% считают наоборот, и оставшиеся 20% отмечают, что такое происходит не всегда. Но общественные ценности и личные интересы – вещи разные, и опрашиваемые вполне могут из-за личных обид на эгоизм назвать его общественно опасным, когда на самом деле он таким может и не являться. Люди не имеют ничего против своего собственного эгоизма, их куда больше раздражает эгоизм со стороны других людей, потому что иногда эта забота о себе идёт в ущерб блага другим. И ответ на такое поведение – осуждение со стороны общества. Осуждение – единственное, что придаёт морали вес и силу. Таким образом, эгоизм подвергается гонениям, только когда он стоит против интереса других. А так как на другие его проявления общество внимания не обращает, все давно забыли, что эгоизм – это не только безразличие к чужим интересам, но и неотъемлемая часть человеческой сущности.

Такая подмена понятий сыграла на руку немалому количеству правителей. Ни один солдат не пойдёт воевать просто так. Для этого нужна причина, а причин воевать у человека в избытке. Одна из проблем полководца – дезертирство. Посмотрев на войну изнутри, мало кто захочет на ней остаться. И, тем не менее, люди воевали, солдаты шли в бой. Всем сказали, что эгоизм – это плохо; и никто не хотел покидать военный строй, потому что иначе это было бы эгоизмом. В Первою мировую войну ни один солдат не был в ней заинтересован. Причины войны были в основном экономического и территориального характера, что относилось к главам государств. И, тем не менее, на войну было мобилизовано более 60 млн. человек. Решить проблему с дезертирством помогла пропаганда патриотизма, идущая в разрез с общепринятым эгоизмом. Достаточно посмотреть на лозунги 1914-1918 гг: «Во имя Родины вперёд богатыри!» или «Папа, а что ты делал во время Великой войны?» Солдаты воевали, потому что их эгоизм начали стыдить, и у них не осталось особого выбора, кроме как идти в бой мужчиной или остаться дома с чувством вины за свой эгоистичный поступок.

Данную мысль следует закончить словами Оскара Уальда: « Жить так, как вы хотите, это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.»

У каждого человеческого чувства, свойства есть, так сказать, свой предок, прообраз. Проще говоря, инстинкт. С появлением самосознания (человеческой души) все животные инстинкты приобрели новую форму. Инстинкт размножения превратился в любовь, родительский инстинкт в нежность, стадный инстинкт в коммуникабельность. Так и эгоизм имеет свою природу. Сам Шопенгауэр утверждал, что эгоизм является основной реальной пружиной поведения как животного, так и человека. Учёные испытывают потребность в познании, романтики – потребность в неизведанном, спортсмены – потребность в соревновании, борьбе. Люди могут заниматься совершенно разными вещами, работать на самых разных должностях, но у всех будет единая цель – удовлетворение собственных потребностей или эгоизм.

Спрашивая студентов, есть ли антоним к эгоизму вообще, 90% сказали, что есть, и все, как ни странно, называли альтруизм. Хотя альтруизм, который так часто ставится в противопоставление эгоизму, является лишь его следствием. В качестве примера можно привести биографию Флоренс Найтингел. Она была английской сестрой милосердия и общественным деятелем. Ни светская жизнь, ни семейное счастье не интересовали её так, как уход за больными. Она действительно любила свою работу и получала от неё удовольствие.(можно вставить её цитату ) Её праксические и альтруистические потребности были требовательнее остальных. Да, она помогала другим, но это было её решение, и действовала она, согласно своим желаниям. И даже здесь можно найти схожие черты с более привычным для нас эгоизмом. Профессия Найтингел шла против благ её семьи, но, тем не менее, сестра милосердия решила оставить свою семью, ради собственных потребностей.

Ещё одна общепринятая противоположность эгоизма – самопожертвование. Что заставит одного человека встать между пулей и другим человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести небольшой мысленный эксперимент. Допустим, перед вами выбор: сыграть в героя и спасти чью-то жизнь ценой своей или спасовать и отойти в сторону. Минусы первого варианта – вы, скорее всего, умрёте. Минусы второго – вас могут осудить за малодушие. В зависимости от настроения и мировоззрения, первый минус может превратиться в плюс. А во втором случае, вы остаётесь с виной за чью-то жизнь, что в перспективе тоже не радует.

Вредит ли эгоизм врачебной деятельности? Студентам-медикам в конце было задано три вопроса:

Рисунок 1. Мешает ли эгоизм быть хорошим врачом?

Рисунок 2. Мешает ли эгоизм быть квалифицированным врачом?

Рисунок3. Может ли хороший врач быть неквалифицированным?

Все участники ответили, что не может.

В первом и втором вопросе мнения сильно рознятся, в отличие от третьего, где понятия «хороший врач» и «квалифицированный врач» неразрывны. Данные второго вопроса поясняют первый: Эгоизм мешает стать хорошим врачом, потому что он мешает квалификации. Но когда студентов спрашивали, каким образом эгоизм мешает получению квалификации, то многих этот вопрос ставил в тупик. Все, кто отмечал эгоизм как помеху, отвечали машинально, не задумываясь, потому что такие ценности диктует им общество. Почему нашлись те, кто отвечал наоборот? Потому что они не дают обществу думать за них и понимают, что все люди – эгоисты, а те, кто не признают этого – лицемеры.

Подводя итог, нужно сказать, что под эгоистом, часто понимают человека, думающего только о себе. Но, думать только о себе – не означает не брать во внимание всех остальных людей. Иначе это было бы глупо и недальновидно, ведь от других людей напрямую зависит настроение и состояние любого эгоиста. Так что эгоизм – это неотъемлемая часть человеческой сущности, целью которой является удовлетворение всех потребностей конкретного человека, используя при этом любые средства, в том числе и интересы других людей.

Список литературы:

1. Электронный ресурс «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгоизм (дата обращения 12.03.2016) Электронный ресурс «dic.academic.ru» Философская энциклопедия URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3745/ЭГОИЗМ (дата обращения 12.03.2016)