Связь слов в предложении план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему. Связь слов в предложении Что значит показать связь слов в предложении

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении - предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке . Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка . Что делает кошка? Сидит . Кошка какая? Пушистая . Сидит где? На крылечке .

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце ()

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха . Что делала? Цвела .

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая .

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора .

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого .

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора .

Рис. 5. Черёмуха ()

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки .

Рис. 6. Пчёлы летят ()

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки . Что сделали? Вылетели . Пчёлки какие? Первые . Вылетели когда? Утром .

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер .

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

Рис. 8. Белые кувшинки ()

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый .

Дети играли в саду. Играли где? В саду .

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут .

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

Рис. 10. Перелётные птицы ()

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ).
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.

Учитель: Ломакина Г.М.

Класс: 2 –б МБОУ СШ №5 г. Архангельск

Тема: «Связь слов в предложении».

Цель темы : учить детей устанавливать связь слов в предложении

Тип урока : открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.

Познавательные УУД:

общеучебные – Выделять и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитывать коммуникативную культуру при работе в микрогруппах.

Высказывать свое мнение, уважать мнение других.

Самоопределение.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.

Оборудование:

    Учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

    Печатная тетрадь (часть №1).

    Карточки:

Я"БЛО КО (буквы О закрыты яблочком);

СИ"ВЕ РКО;

- опорныеслова к предложению по теме;

Парная работа;

Групповая работа: осенние листочки со словами (составить предложения );

Оцени себя.

    Карточки для физкультминутки: (изобразить фигуру)

    На стенах магнитные буквы (С, В, Я, З, Ь).

    Осенние листочки для рефлексии (желтые, зеленые, красные).

    Мячик тряпичный.

8. Магнитофон с музыкой для релаксации («Осенняя песенка » П.И.Чайковский)

9 . Мешочки с горохом.

10. Увеличитель.

11. М узыкальная физкультминутка.

12.

Этапы урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

1). Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

2). Создание психологического и эмоционального комфорта:

Настал новый день. Улыбнулись друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь.

3). Наполним лёгкие кислородом - дыхательная гимнастика:

Свежий воздух: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.

4). Сели красиво.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которая:

Пришла без красок и кистей,

И перекрасила все листья. (Осень)

И посвятим наш урок этому прекрасному времени года.

Настроимся на работу пальчики:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, прохладный ветерок!

Здравствуй, осенний листок!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Откройте тетради. Записать число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания ОСЕНИ.

1). Словарная работа:

Небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и длинными задними ногами.

Водится и в наших лесах. (З АЯЦ)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (В ЕТЕР)

На Севере холодный резкий ветер, даже и не с севера. (С ИВЕРКО)

Первый месяц осени? (СЕНТЯБРЬ )

Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Я "БЛ О К О )

Какая орфограмма в слове? (буквы закрыты яблочками)

2). Минутка чистописания (подготовка руки к работе ). Мешочки с горохом.

а). Найдите буквы, которые мы выделили из загадок, на стенах класса - магнитные буквы .

Запишите по одной букве . Будьте внимательны.

З В С Ь Я

Посоветуйтесь с соседом и составьте из этих букв слово. Запишите его справа от букв. (СВЯЗЬ)

б). - Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то; какие-то отношения)

СЛОВАРИ: С.И.Ожегов – трактуется слово СВЯЗЬ – отношение взаимной зависимости.

Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники; обучаемся все в СШ №5 г.Архангельска)

Сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира «Связь живой и неживой природы».

в). Назовите однокоренны е слова к слову СВЯЗЬ.

А у меня получились такие слова:

связ но"й свя"з ь связа"ть скрепить связ и"ст

Какое слово надо исключить? (скрепить) Почему? (корень другой)

Спишите, поставьте ударение, выделите корень.

3). Чтобы попасть в мир предложений, нужно прочитать (на магнитной доске) предложение:

Осень – красивое время года

- Что заметили? (нет знака в конце) Какие можно поставить?

Прочитайте его разными способами по цели высказывания.

(повествовательное, вопросительное, восклицательное)

- ЗАПИШИТЕ восклицательное предложение.

А что такое предложение? (слово или слова, связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

- Что всегда есть в предложении? (грамматическая основа)

Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)

Как долго длится жизнь листьев?

4). Игра «МЯЧ». Подберите слова, обозначающие действие листьев .

III. Постановка учебной задачи и темы:

1). Работа над предложением (на карточке напечатаны слова для доски)

КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬ, РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯД, РАННЯЯ

Можно ли эту группу слов назвать предложением?

Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

- ТЕМА урока : будем устанавливать СВЯЗЬ слов в предложении.

- Составьте предложение (в парах – на карточках).

Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение?

(вставили предлог, исправили окончание слова)

Запишите предложение в тетрадь (можно с комментированием):

Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Какое слово показывает наше отношение к листьям?

Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

Значит, оно по цели высказывания повествовательное .

По интонации невосклицательное .

- Наша цель: формировать умение, как установить связь слов в предложении? (по смыслу и с помощью вопросов)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (изобрази фигуру). Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка».

IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

ПРОВЕРИМ? Разбор предложения. Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

С помощью чего? (вопроса)

Поставим вопросы от главного члена предложения – подлежащего:

НЕТ

Поставим вопросы от главного члена предложения - сказуемого.

КРАСУЮТСЯ (когда?) осенью…

Стрелкой установите связь.

КРАСУЮТСЯ (в чём?) в нарядах…

Установите связь между второстепенными членами предложениями.

ОСЕНЬЮ (какой?) ранней….

В НАРЯДАХ (каких?) разноцветных….

Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

Слова в предложении связаны по смыслу.

С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте прочитать предложение. (При чтении значок ставится над каждым словом.)

Состав предложения менялся? (нет )

А что менялось? (интонация)

Слова в предложении связаны по интонации .

Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы )?

Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 37 . Прочитайте вывод.

ВЫВОД: Слова в предложении связаны по:

- ФОРМЕ - СМЫСЛУ - ИНТОНАЦИИ

- МЫ поставили перед собой цель : чему мы должны научиться на уроке? (ХОРОМ читают на карточке)

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)

IV. Закрепление знаний и способов действий:

1). Работа по карточкам в группах. Работа с деформированным предложением.

- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждая из групп должна сложить свое предложение.

(Каждая группа получает листики разных цветов. Составление предложения по опорным словам, написанных на них.)

а) В ЗОЛОТИСТЫЕ ПЛАВНО ЛИСТИКИ ОСЕННЕМ КРУЖАТСЯ ВОЗДУХЕ

б) КОВРОМ ЛИСТЬЯ ПЁСТРЫМ УСТИЛАЮТ ЗЕМЛЮ

в) ЛИСТОЧКИ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ ЖАЛОБНО

- Выделите грамматическую основу в ваших предложениях. Найдите словосочетания. Прочитать предложения.

ФИЗУЛЬТМИНУТКА музыкальная, проводит ученица.

2). Прочитайте ВСЕ предложения, которые мы составили и записали.

Осень – красивое время года! Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Плавно кружатся в осеннем воздухе золотистые листики. Пестрым ковром листья

устилают землю. Жалобно багряные листочки шуршат под ногами.

Какая красота кругом!

Что получилось у вас? (текст ).

Какова главная мысль нашего текста? (осень)

- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени или ваше отношение к осени. Запишите понравившегося предложения.

3). Осенью есть период, который называют Бабье лето…

Что такое «БАБЬЕ ЛЕТО»?

«Только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно» (народная пословица). Бабье лето в природе - это период по-летнему тёплой погоды в преддверии настоящей осени. По народным приметам, в средней полосе России бабье лето начинается 14 сентября , на день Симеона - летопроводца. В разных странах и губерниях нашей страны бабье лето называют по-разному. В словаре В.И.Даля написано, что бабье лето - Марфино лето - начинается в Семен-день (14 сентября) и заканчивается на Аспосов день (21 сентября ), или в день Воздвиженья (28 сентября).
В период бабьего лета заканчивались полевые работы, устраивались праздники. Женщины превращали лён в нити и ткали. Считалось, что во время бабьего лета нужно со всеми
помириться и уладить имеющиеся конфликты .
В старину говорили, что на
бабье лето даже собаки добреют. Радуга на бабье лето предвещала долгую и тёплую осень…. (Материала много в интернете)

4). Печатная тетрадь №1 (если позволит время).

Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.

V. Итог урока

Что вы чувствовали, когда слушали?

Какие виды работ особенно понравились на уроке?

Эти виды заданий помогут развивать нашу речь, формировать умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.

Эту тему урока мы продолжим изучать и дальше, а тему «Осень» мы расширим при написании сочинения завтра и при изучении темы «Люблю природу русскую. Осень» на уроках литературного чтения.

- Вспомни цель урока, которую мы ставили перед собой?

Оцени свою деятельность по алгоритму (карточки на партах):

Я научился… Я познакомился... Я узнал…

Я справился … Я ставлю себе отметку…..

Спасибо всем за работу. Дома расскажите о нашем путешествии родителям.

V I . Рефлексия учебной деятельности :

В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег…. И есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды из различных цветов красок – листопад. УСТРОИМ наш листопад!

Возьмите листок на столе у учителя (крепят на доску ):

Если вам было интересно и легко, то ЖЕЛТЫЙ,

Если вам было немного сложно, то ЗЕЛЕНЫЙ,

А если было трудно, то КРАСНЫЙ.

VII. Д/З 1) Стр.37, правило, упр. 45.

2) Понаблюдать с родителями за красотой осени, подышать ее запахом.

Спасибо за работу на уроке!

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 классе на тему:

«Связь слов в предложении»

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

Ø формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

Ø развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Ø формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование:

Репродукции картин (Левитан «Весна. Большая вода», Саврасов «Грачи прилетели»);

Алгоритм установления связи слов в предложении;

Иллюстрации с изображением ежа, лопаты;

Образец написания буквы З;

Карточки с деформированным текстом для самостоятельной работы;

Листочки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Всем-всем… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!)

Тихонечко садитесь на свои места.

Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво и слушать учителя.

  1. Актуализация знаний.

Какое сейчас время года? (Весна)
- Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
- Сейчас вам нужно будет составить 1 предложение о весне. В этом вам помогут репродукции картин Левитана «Весна. Большая вода» и Саврасова «Грачи прилетели». (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)

А вот Ваня и Маша из 2 класса составили такие предложения:

Ваня : Появляется трава весной молодая.
Маша : Весной появляется молодая трава.

Чье предложение вам больше нравится?
- Почему? (В предложении Вани нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
- О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)

  1. Целеполагание

Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
- Чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
- А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

  1. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою -

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

Подумайте, о каком звуке идет речь:

Везде найдешь ты этот звук -

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Правильно, это звук [з].

Что мы знаем о звуке [з]? (Согласный, твердый, звонкий)

Что мы знаем о звуке [з"]? (Согласный, мягкий, звонкий)

Какой буквой обозначается звук [з] на письме? (Буквой З)

Назовите соседей буквы З (Ж и И)

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву З заглавную и букву з строчную.

Показ по образцу со счетом «раз-и-два-и…», письмо по воздуху.

Прописываем первую строку.

Зи Зл За зи зл за

Найдите самое красивое буквосочетание и поставьте под ним точку.

Посмотрите на вторую строку. Прочитайте.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя на урок идет.

Как мы называем такие предложения? (Скороговорка)

Прочитайте хором. Прочитайте быстро (по одному).

Какие еще скороговорки вы знаете?

Почему слово «Зоя» написано с заглавной буквы?

Спишите с доски скороговорку и запомните.

  1. Новый материал.

Давайте запишем предложение Маши и подчеркнем главные члены предложения.

Дети: В предложении говорится о травке. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Травка что делает? Появляется. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
- А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
- Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее травка? (Зеленая)
-Поставьте вопрос. (Травка какая? Молодая)
- В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
- Какое слово поясняет сказуемое появляется? (Весной)
- Почему вы так думаете? (Задали вопрос. Появляется когда? Весной.)

Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
- Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

· Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

· Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

· Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется запись (каждый шаг на отдельной карточке).

А теперь пользуясь этими шагами, давайте разберем предложение.

Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Проверка усвоения материала.

Следующее задание выполните самостоятельно. Установите связь слов в предложении.

В небе светит яркое солнышко.

Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим.

Кто не допустил ошибок, поднимите руки.
- Легко ли было вам выполнять задание?

2. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 67. Найдите упражнение 336.

Прочитайте задание.

Прочитайте текст. Что вы заметили?

Давайте вставим подходящие по смыслу слова. В этом нам помогут слова для справок, расположенные под текстом.

Что получилось?

О ком говорится в тексте? (В тексте говорится о ежике.)

Что вы знаете о еже?

Послушайте интересную информацию об этих удивительных животных.

Ежик - колючий. Это сразу все запоминают. Иглы - это колючий панцирь, который защищает от врагов. У взрослого ежа бывает до 16 тысяч иголок, длиной по 2-3 см. Цвет их серый, однако если присмотреться, можно увидеть на иголочках темные и светлые полоски.

Вес взрослого ежика около 1 кг. Ежата рождаются голыми, не колючими, но уже через несколько часов они покрываются иголками. У ежей очень хорошо развит спинной мускул, с помощью которого ежик сворачивается в клубок в момент опасности. Попробуй разверни!

Давайте озаглавим наш текст.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

ФИЗМИНУТКА

- разминка для тела «Часики»,

- разминка для пальцев «Замок»,

- упражнение на внимательность «Нос, пол, потолок».

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Я землю копала -

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (ЛОПАТА)

Какое лексическое значение имеет слово «лопата»? (Сельскохозяйственный инструмент, предназначенный для того, чтобы копать землю)

Это слово из орфографического словаря. Его написание нужно запомнить.

Давайте позовем слово «лопата» и поставим ударение.

Назовите «опасную» букву в слове «лопата».

Составьте предложение со словом «лопата».

4. Игра «Найди и докажи».

Придвиньте к себе листочки с №1.

Определите, предложения это или нет. Докажите свою точку зрения.

  1. Однажды поздним весенним вечером.
  2. Расцвела под моим окном душистая сирень.
  3. В, бушевала, день, лесу, целый, гроза.
  4. Грачи слетелись на вспаханное поле.
  5. В, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
  6. Во время перемены наши дежурные.
  7. Летом мы жили в деревне у бабушки.
  8. Вчера ученики решали трудную задачу.

5. Самостоятельная работа (работа с деформированным текстом).

Придвиньте к себе листочки с №2.

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах

дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики

пестрит, в, от, глазах, цветов

над, звенят, лесом, веселые, песни

Из данных слов составьте предложения.

Сколько предложений у вас должно получиться? (5)

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

Проверка (если правильно - ставим в конце предложения +).

1 вариант, установите связь между словами третьего предложения (алгоритм на доске)

2 вариант, установите связь между словами последнего предложения (алгоритм на доске)

Проверка.

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было легко выполнять это задание?

V. Итог. Рефлексия.

Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

У вас на партах лежит маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте его синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

VI. Домашнее задание

Составить 2 предложения о весне, разобрать и показать связь слов в предложении.

Тема : Как установить связь слов в предложении?

Цель: научить задавать вопросы к словам в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Личностные:

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

    Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Работать в паре и группе

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Учитель настраивает детей на работу.

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

К К К

Н Н Н

Ю Ю Ю

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

    Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Орфографическая минутка

Мягкий знак – хитрый знак:

Не произнести его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Для чего в слово просится мягкий знак?

Выборочный диктант

Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с мягким знаком.

м/л с. 53 № 17

Проверка.

Словарная работа

ЯБЛОКО, ЯБЛОЧКО, ЯБЛОЧНЫЙ.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Для обозначения мягкости согласных.

Дети сверяют с образцом на доске.

    Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

Составьте нераспространенное предложение со словом яблоня.

Найдите и подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

От какого слова мы задавали вопрос?

Какой вопрос задали?

Слова в предложении связаны по смыслу, и от одного слова к другим можно задавать вопросы.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Дети предлагают свои варианты, одно предложение записывают.

От слова яблоня.

Что делает?

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 37

Прочитайте тему урока.

Упр. 43 – по заданию учебника

Правило.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Учащиеся выполняют упражнение: делят все предложения на две группы, объясняют свое решение.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа

Работа по учебнику, с. 37 – 38.

Упр. 44 – по заданию учебника

Работа в парах

Упр. 45 – по заданию учебника

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Учатся задавать вопросы.

Составление предложений.

6.Рефлексия

Самостоятельная работа

На доске записаны слова:

Желтая, сбрасывает, листья, березка.

Составьте предложение. Подчеркните основу предложения.

Выпишите пары слов: подлежащее и второстепенный член, который его поясняет; сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

Самопроверка по образцу.

Самооценка.

Р2. Оценивать свои достижения.

Ученики составляют предложения.

Проверяют по образцу.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

Чему учились на уроке?

Кто может сказать, как нужно ставить вопросы в предложении?

Кому еще трудно?

Кому нужна помощь учителя?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Ответы детей.

8.Домашнее задание

С.39, упр. 46 (уч).

Л3, 4; Р2; П3.